Общительные черные вороны защитили себя от паразитов

Британские биологи выяснили, что от прочности социальных связей черных ворон (Corvus corone) зависит здоровье их пищеварительной системы. Среди 36 птиц, обитающих в неволе в стаях, парах и семьях, меньше всего ооцист кокцидий (одноклеточных паразитов) в помете оказалось у тех особей, которые проводили больше времени в компании друг друга. Статья опубликована в журнале Animal Behaviour

Общение с сородичами во многом определяет выживаемость социальных животных: объединяясь в группы, представители таких видов получают себе соратников, которые помогают им добывать пищу, ухаживать за потомством и защищаться от врагов. Интересно, что потеря даже одного члена сформированной группы может значительно сказаться на выживаемости особей: так, например, происходит у косаток. 

При этом польза от социальных контактов внутри группы животных не всегда очевидна. К примеру, птицы из семейства врановых отличаются весьма развитым интеллектом, который, по сути, должен помогать им эффективно выживать в одиночку; при этом в группы они все равно объединяются и даже формируют крепкие связи, предпочитая одних сородичей другим. 

Биологи под руководством Клаудии Вашер (Claudia Wascher) из Университета Англии Раскин (Кембридж, Великобритания) предположили, что социальные связи внутри группы черных ворон могут коррелировать с распространением паразитов. Для этого они изучили популяцию из 36 птиц, живущих в неволе в большом открытом вольере в условиях, схожих с естественными.

Как и в естественной среде обитания, вороны в вольере объединялись либо в стаи (от трех молодых особей), либо в пары (самка и самец репродуктивного возраста), либо в семьи (пара птиц и их птенцы). Исследователям удалось провести более тысячи наблюдений общения птиц длительностью около пяти минут каждая: на основании этого они отдельно считали социальную близость индивидов (как часто они сидят вместе и чистят друг друг перья), а также случаи враждебного поведения.

Для того, чтобы оценить распространение у ворон паразитов, ученые собрали 760 образцов помета, в которых подсчитали количество ооцист кокцидий и яиц нематод. Всего кокцидии обнаружились в 235 образцах помета от 26 особей, а нематоды — в 69 образцах 23 особей.

Ученые выяснили, что количество ооцист кокцидий в помете ворон коррелирует с тем, насколько прочные дружеские связи они формируют: другими словами, чем больше времени индивиды проводили друг с другом, демонстрируя аффилиативное поведение, тем ниже была вероятность обнаружить в их помете кокцидии (p < 0,001). При этом чем больше особей было в тесной группе, тем реже в их помете встречались паразиты. 

Распространение яиц нематод в помете, в свою очередь, с социализацией ворон никак не коррелировало: возможно, это объясняется тем, что нематоды для изученной группы птиц в принципе не так часты.

Формирование крепких связей внутри группы, таким образом, приносит черным воронам значительные преимущества в вопросах здоровья, а конкретнее — защиты от паразитов. Разумеется, характер обнаруженной связи точно не ясен, но авторы работы предполагают, что прочные социальные связи — причина меньшего распространения паразитов, а не следствие, так как в условиях проживания в неволе вороны не могут контролировать размер своей социальной группы — один из определяющих факторов обнаруженной корреляции.

Крепкие связи между животными, сформированные однажды, могут сохраняться и при смене условий, в которых группа обитает: например, при восполнении нехватки ресурсов. Это недавно показали немецкие и американские биологи на примере обыкновенных вампиров (Desmodus rotundus): жившие в лаборатории при нехватке еды особи вскармливали друг друга, а затем предпочитали держаться вместе, попав на волю.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Пернатые многоженцы: Любовь, браки, измены и разводы в мире птиц»

Как птицы сближаются и ухаживают друг за другом

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора