Теплозащитный щит «Джеймса Уэбба» успешно прошел испытания

Специалисты NASA провели успешные испытания теплозащитного щита космического телескопа «Джеймс Уэбб», все пять слоев которого развернулись в правильном положении. На очереди заключительные испытания всего телескопа и приведение его в полетную конфигурацию. Запуск обсерватории в космос намечен на 30 марта 2021 года, сообщается на сайте NASA.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» будет вести наблюдения в ближнем и среднем инфракрасном диапазоне электромагнитного спектра, находясь на гало-орбите вокруг второй точки Лагранжа. Его основное зеркало, состоящее из 18 сегментов, имеет площадь 25 квадратных метров, что в пять раз больше площади главного зеркала «Хаббла». Научные задачи телескопа будут самыми разными, он будет наблюдать за объектами в ранней Вселенной и эпохи реионизации, а также экзопланетами и околозвездными дисками.

Дата запуска телескопа в космос неоднократно переносилась из-за различных сложностей, сейчас старт намечен на 30 марта 2021 года. Во второй половине 2018 года были проведены испытания системы связи и началось тестирования двух основных частей телескопа по отдельности, а 30 августа была завершена сборка телескопа.

Одной из наиболее важных частей «Джеймса Уэбба» является разворачиваемый теплозащитный экран, предназначенный для защиты зеркал и научных приборов обсерватории от потоков тепла и излучения, прежде всего от Солнца. Он состоит из пяти тонких слоев каптона, каждый слой имеет покрытие из алюминия, для повышения своей отражательной способности, а первые два слоя также имеют покрытие из легированного кремния, для защиты от интенсивного ультрафиолетового излучения Солнца. Моделирования показывают, что максимальная температура внешнего слоя, обращенного к Солнцу, будет составлять 383 кельвина, а температура самого холодного, последнего слоя составит 36 кельвинов.

В середине октября инженеры провели испытания на развертывание всех слоев теплозащитного экрана, в условиях, имитирующих невесомость, которые окончились успешно. Это означает, что на экран не повлияли разнообразные испытания, которые проводились ранее. Теперь экран будет сложен в полетной конфигурации, чтобы уместиться под обтекатель ракеты, а затем телескоп подвергнут всесторонним электрическим и вибрационным испытаниям, после чего будет проведено финальное тестовое развертывание телескопа и заключительные работы по его укладке в полетную конфигурацию перед отправкой на космодром.

Узнать о том, как устроен телескоп «Джеймс Уэбб» и что астрономы надеются открыть с его помощью, можно из нашего материала «Что увидит сменщик "Хаббла"».

Станция «Луна-25» прислала первые снимки из космоса