Специалисты Летно-исследовательского центра имени Армстронга NASA провели нагрузочные испытания новой версии крыла для перспективного демонстратора электрического 14-моторного самолета X-57 Maxwell. Согласно сообщению NASA, проверки проходило крыло Mod III/IV, конструкция которого предусматривает установку сначала двух электромоторов на законцовках, а затем еще 12 — равномерно по всей передней кромке. Испытания новой версии крыла признаны полностью успешными.
Демонстратор электрического самолета X-57 создается на базе двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T. Сборка самолета ведется с 2016 года. Проект реализуется последовательно несколькими этапами. На первом этапе с поршневого самолета P2006T демонтировали двигатели и топливную систему, провели электроподготовку, смонтировали новую панель приборов, установили аккумуляторы. На втором этапе на самолет установили два электромотора с трехлопастными воздушными винтами. Моторы были установлены в штатные места поршневых двигателей.
Наземные испытания этой модификации Maxwell начались в конце июня 2019 года. В частности, на самолете впервые запустили электромоторы. Как ожидается, летные испытания X-57 в такой модификации начнутся до конца текущего года. В 2020 году на самолет планируется установить крыло Mod III/IV. От оригинального крыла P2006T оно отличается бо́льшим удлинением. Во время нагрузочных испытаний, проведенных в Летно-исследовательском центре имени Армстронга, крыло подвергалось положительным и отрицательным нагрузкам до 120 процентов от предельной расчетной.
Нагрузки на крыло производились на нагрузочном стенде с помощью 26 гидравлических приводов, по 13 из которых воздействовали на правую и левую консоли. На консоли также были установлены утяжелители, с помощью которых имитировались инерциальные нагрузки, соответствующие 3,4g. Крыло проверялось как на прямое изгибание, так и на скручивание. Кроме того, крыло прошло вибрационные испытания, а также контроль массы и центра тяжести.
После того, как новое крыло будет установлено на X-57, на него смонтируют два электромотора на законцовках. Масса этих двигателей составит 60,8 килограмма. В таком виде аппарат пройдет летные испытания. Если они завершатся успешно, то затем разработчики установят на крыло еще 12 небольших электромоторов по шесть на каждой консоли. Затем самолет вновь пройдет летные испытания. Конечной целью проекта является создание экономичного, энергоэффективного и одновременно относительно тихого электрического самолета.
В июле текущего года швейцарский стартап H55 совместно с чешской авиастроительной компанией BRM Aero провел первые летные испытания перспективного полностью электрического учебного самолета Bristell Electric. Во время первого полета самолет провел в воздухе 90 минут. Новый учебный самолет выполнен на базе чешского легкого двухместного самолета Bristell NG 5, серийно выпускаемого с поршневым двигателем Rotax 912. На самолет были установлены аккумуляторные батареи, новая система управления и электромотор с трехлопастным воздушным винтом изменяемого шага.
Василий Сычёв
Это может затормозить процесс сертификации
Прототип электрического аэротакси VX4 компании Vertical Aerospace потерпел крушение во время испытательного полета 9 августа 2023 года на аэродроме Котсволд в Англии, сообщает Aviation Week. Управление в момент аварии осуществлялось дистанционно, поэтому в результате жесткой посадки пострадал только сам летательный аппарат. Под аэротакси сегодня обычно подразумевают небольшие полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, которые способны перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей. Они позволят жителям быстро перемещаться между городом и пригородом, снижая нагрузку на общественный транспорт и уменьшая пробки на дорогах. На сегодняшний день разработкой собственных прототипов аэротакси занимается множество компаний, в том числе Volocopter, CityAirbus, Joby Aviation и Vertical Aerospace. Некоторые из них планируют уже в скором времени начать коммерческую эксплуатацию. Однако прежде чем летательные аппараты, построенные с применением новых технологий, будут допущены до серийного производства и появятся в небе над городами, компаниям необходимо доказать их безопасность и надежность. Для этого проводятся серии летных испытаний, большинство из которых обычно заканчивается успешно, но иногда все же случаются происшествия. Одно из них произошло 9 августа 2023 года с прототипом электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace на аэродроме Котсволд рядом с деревней Кембл на юго-западе Англии, где расположен летно-испытательный центр компании. Летательный аппарат совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу и частично разрушился. Судя по опубликованным в сети фотографиям, у VX4 сломано правое крыло и, предположительно, повреждено шасси. Менее месяца назад этот же прототип VX4 совершил первый полет без страховочных тросов и разогнался до 70 километров в час. В заявлении для инвесторов, компания сообщила, что инцидент произошел во время испытания, в котором имитировался отказ двигателя, сообщает Aviation Week. При этом VX4 пилотировался дистанционно и в результате крушения никто не пострадал. Успешное выполнение этого сценария позволило бы перейти к пилотируемым испытательным полетам с людьми на борту, однако теперь неясно когда это произойдет. Строительство второго прототипа еще не завершено, поэтому инцидент может сказаться на сроках сертификации, которую планировалось провести до конца 2026 года. Это не первое крушение прототипов аэротакси во время испытаний. В 2022 году в Калифорнии разбился электрический конвертоплан компании Joby Aviation. Перед этим он разогнался до 435 километров в час, что на сто километров в час превышало заявленную максимальную скорость. Прототип Joby тоже управлялся дистанционно.