Перспективный электрический самолет X-57 Maxwell, разрабатываемый NASA на базе серийного двухмоторного поршневого самолета Tecnam P2006T, впервые запустил электромоторы с воздушными винтами в режиме флюгирования. Как пишет AVweb, испытания были проведены в рамках подготовки к первому полету самолета — летающей лаборатории. На аппарате будут изучаться работа распределенной электрической двигательной установки и особенности пилотирования летательного аппарата с множеством электромоторов.
Сборка X-57 ведется NASA с 2016 года. Проект реализуется последовательно несколькими этапами. На первом этапе с поршневого самолета P2006T демонтировали двигатели и топливную систему, провели электроподготовку, смонтировали новую панель приборов, установили аккумуляторы. На втором этапе на самолет установили два электромотора с трехлопастными воздушными винтами. Моторы были установлены в штатные места поршневых двигателей. Именно по итогам второго этапа и был произведен пробный запуск электромоторов.
В конечном итоге NASA планирует получить электрический самолет с 14 электромоторами, 12 из которых будут расположены на передней кромке крыла, а два — более крупных и мощных — на законцовках. Малые моторы будут работать при маневрировании, взлете и посадке, а более мощные для полета на крейсерской скорости.
Во время испытаний по итогам второго этапа модификации X-57 летчик-испытатель включил электромоторы самолета, подключенного к аэродромной сети питания. Проведенные проверки двигателей и системы управления ими признаны успешными. В ближайшее время самолет планируется отключить от аэродромной сети и запустить его двигатели от бортовых аккумуляторов. Если эти испытания будут признаны успешными, самолет переведут Летно-исследовательский центр Армстронга в Калифорнии, где он пройдет наземные испытания и совершит первый полет. X-57 поднимется в воздух до конца текущего года.
В 2020 году на X-57 планируется заменить стандартное крыло от P2006T на новое удлиненное крыло. Замена будет произведена в рамках третьего этапа модификации. На новом крыле электромоторы будут установлены на законцовках. После летных испытаний X-57 в такой конфигурации крыло демонтируют с самолета и установят на него 12 небольших электромоторов со складными воздушными винтами. Затем крыло поставят обратно на самолет для летных испытаний.
В конце мая 2019 года французский стартап VoltAero начал стендовые испытания распределенной двигательной установки перспективного гибридного самолета Cassio. Испытания проводятся на стенде, разработанном VoltAero специально для этих целей. Стенд получил название Iron Bird. На нем разработчики намерены проверить основные режимы работы двигательной установки (электрический, гибридный и полет на двигателе внутреннего сгорания), а также функционирование систем управления.
Василий Сычёв
Американский стартап Elroy Air представил предсерийную версию своего грузового гибридного дрона Chaparral. Аппарат вертикального взлета и посадки способен автономно захватывать груз массой до 227 килограмм и доставлять его на расстояние до 483 километров.