Центр малых планет Международного астрономического союза официально подтвердил открытие первой в истории межзвездной кометы, обнаруженной в конце августа крымским астрономом Геннадием Борисовым. Комете присвоено постоянное обозначение C/2019 Q4 (Borisov) взамен временного gb00234, обработка всех собранных данных подтвердила, что орбита новооткрытого небесного тела имеет невероятно большой эксцентриситет 3,07, что не оставляет сомнений в межзвездном происхождении кометы.
Единственный известный до сегодняшнего дня межзвездный объект — астероид Оумуамуа, был открыт 18 октября 2017 года и первоначально считался кометой. Однако затем астрономы не нашли у него признаков комы — кометной атмосферы — и переквалифицировали его в астероид. Объект C/2019 Q4, скорее всего, останется кометой, поскольку на его снимках достаточно отчетливо видна диффузная кома.
Главным признаком «межзвездности» и в случае Оумуамуа, и в случае кометы Борисова стала форма орбиты. Тела Солнечной системы, как правило, движутся по эллиптическим орбитам с эксцентриситетом меньше 1. Известно несколько десятков комет с гиперболическими орбитами, но их эксцентриситет отличается от единицы крайне незначительно — на сотые доли, поэтому считать их межзвездными все же нельзя, поскольку такой эксцентриситет может быть обусловлен ошибками измерений, либо влиянием тяготения планет-гигантов.
Эксцентриситет орбиты Оумуамуа составляет около 1,2, и такое существенное отклонение от единицы уже нельзя было объяснить ошибками. Это означает, что объект двигается по гиперболической орбите, прилетел из-за пределов нашей планетной системы и сейчас покидает ее. А эксцентриситет орбиты кометы Борисова превышает 3, что делает ее уникальным объектом за всю историю наблюдений.
Сам Геннадий Борисов, который с 2013 года открыл семь других комет, в беседе с N+1 сказал, что значение эксцентриситета еще может уточняться. Он добавил, что комета двигается со скоростью около 30 километров в секунду относительно Солнца и в начале января пройдет перигелий — минимальное расстояние до Солнца. Незадолго до этого, в декабре, комета приблизится на минимальное расстояние к Земле — на дистанцию около одной астрономической единицы.
«Природа объекта будет понятна после того, как команды астрономов со всего мира проведут наблюдения. Экшен только начинается», — сказал он.
О других объектах из внесолнечного пространства и истории их исследования читайте в нашем материале «Межзвездный экспресс».
Сергей Кузнецов
Они могут быть источником солнечного ветра
Солнечный зонд Solar Orbiter обнаружил множество небольших джетов в пределах корональной дыры на Солнце, живущих до ста секунд. По мнению ученых, такие джеты могут возникать из-за магнитного пересоединения и генерировать достаточно высокотемпературной плазмы, чтобы поддерживать солнечный ветер. Статья опубликована в журнале Science. Солнечный ветер представляет собой непрерывный поток плазмы, покидающей Солнце и пронизывающей всю гелиосферу. За быстрый солнечный ветер (со скоростью более 500 километров в час) могут быть ответственны крупные корональные дыры (в основном полярные), где линии магнитного поля разомкнуты. Небольшие корональные дыры, образующиеся вблизи активных областей на Солнце, могут быть источниками более медленного ветра. Однако физическое происхождение и механизмы ускорения солнечного ветра не до конца ясны, он может быть связан с процессами диссипации волн и турбулентностью или пересоединением магнитных силовых линий в основании короны Солнца. Одним из источников плазмы солнечного ветра могут быть джеты и шлейфы, наблюдаемые в переходной области Солнца. Лакшми Прадип Читтой (Lakshmi Pradeep Chitta) вместе с коллегами из Института исследований Солнечной системы Общества Макса Планка опубликовали результаты наблюдений за корональной дырой недалеко от южного полюса Солнца 30 марта 2022 года, проведенных в ультрафиолетовом диапазоне при помощи камеры Extreme Ultraviolet Imager космического аппарата Solar Orbiter. Ученые обнаружили ряд мелкомасштабных (шириной около 200-400 километров) джетов, те из них, которые находились темных частях корональной дыры, обладали линейной или Y-образной морфологией. Другие, которые наблюдались вблизи изолированного яркого шлейфа внутри корональной дыры, Y-образной морфологии не имели. Джеты существовали от 20 до 100 секунд. Регистрировалось также более слабое излучение с морфологией, напоминающей вуаль, которое демонстрирует явное истечение наружу по всей корональной дыре. Предполагается, что мелкомасштабные джеты могут быть аналогами истечений из корональных дыр, выявленных ранее, а Y-образные джеты, вызываемые пересоединением открытых и замкнутых силовых линий магнитного поля, и характеризуемые скоростями истечения плазмы до 100 километров в секунду, могут направлять часть или все вещество из джетоподобных структур вдоль открытых силовых линий магнитного поля корональной дыры, питая солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как Solar Orbiter увидел плазменного «ежа» на Солнце.