NASA защитило эскизный проект телескопа WFIRST

Национальное космическое агентство США (NASA) отчиталось об успешном прохождении стадии защиты эскизного проекта телескопом WFIRST. Эта планируемая к запуску в середине 2020-х космическая обсерватория ближнего инфракрасного диапазона должна будет изучать расширение Вселенной и экзопланеты, однако администрация президента Дональда Трампа неоднократно предлагала отменить ее разработку.

Большинство наиболее дорогих и крупных космических телескопов были созданы в США, причем подавляющая часть работающих сегодня была запущена около 20 или более лет назад, в том числе «Хаббл», «Чандра» и «Спитцер». Американское ведомство планирует в ближайшие годы существенно обновить орбитальную группировку научных приборов. Самой главной обсерваторией должен стать телескоп «Джеймс Уэбб», но к дорогим и ожидаемым новинкам также относится и телескоп WFIRST.

Рабочая группа проекта WFIRST (Wide Field Infra-Red Survey Telescope — широкоугольный инфракрасный обзорный телескоп) была сформирована в 2010 году. Тогда планировалось запустить прибор с основным зеркалом диаметром 1,3 метра. Однако в 2012 году Национальное управление военно-космической разведки США подарило NASA две основы для телескопов, которые изначально намеревалось использовать для слежения за поверхностью Земли с орбиты, но затем планы разведки поменялись, и уже созданные инструменты признали устаревшими и невостребованными.

Подаренное оборудование было очень ценным, но это не были работоспособные телескопы, так как до передачи были демонтированы все детекторы и другая электроника в связи с защитой национальных интересов. По размеру главного зеркала они соответствовали телескопу «Хаббл» (2,4 метра), но обладали примерно в 100 раз большим полем зрения.

С одной стороны, полученные инструменты могли заполнить длительный период отсутствия запусков крупнейших обсерваторий, с другой — требовали финансирования, с которым у NASA были затруднения из-за постоянно растущих расходов на «Джеймса Уэбба». Одну из подаренных основ было решено использовать после соответствующего обновления в качестве базы для проекта WFIRST. В 2016 году он был одобрен для полноценного изготовления и запуска с максимальным бюджетом в 3,2 миллиарда долларов.

В 2018 году Администрация президента США предложила отменить проект и не выделять на него денег начиная с 2019 фискального года. Это решение было мотивировано общим сокращением бюджета отдела астрофизики NASA и изменением приоритетов с фундаментальной науки на пилотируемые запуски и освоение ближнего космоса. Конгресс США не согласовал бюджет в редакции Администрации президента и сохранил финансирование WFIRST, но на следующий год глава государства опять предложил сократить выделение средств по этому направлению.

Теперь NASA сообщает, что WFIRST успешно прошел этап защиты эскизного проекта (preliminary design review, PDR). Это означает, что телескоп удовлетворяет требованиям по эксплуатационным качествам, а также укладывается в намеченные сроки реализации и утвержденный бюджет. Это решение позволяет проекту перейти на следующую стадию, в рамках которой будет сформулирован окончательный и детальный план.

Сенат еще не рассматривал проект бюджета на 2020 фискальный год, поэтому будущее проекта по-прежнему находится под вопросом. Тем не менее, глава отдела астрофизики NASA Пол Герц (Paul Hertz) подтвердил продолжение работ над проектом, приверженность плану и наличие финансирования на данный момент.

Недавно NASA сообщило о завершении сборки телескопа «Джеймс Уэбб». Ранее этим летом стало известно, что на крупнейшем оптическом телескопе в России заново поставят основное зеркало, которое было снято всего год назад. Хорошие новости есть о российско-немецком космическом телескопе «Спектр-РГ», который начал включать оборудование и прислал первый снимок источника.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел гравитационно линзированного сверхгиганта в очень далекой галактике