На телескоп БТА установили прежнее зеркало

На самый большой российский оптический телескоп — шестиметровый БТА — вернули прежнее зеркало, сообщил N+1 один из сотрудников Специальной астрофизической обсерватории. Обновленное зеркало, которое в декабре 2018 года после десяти лет обработки на Лыткаринском заводе оптического стекла было установлено на телескоп, снято, его судьбу будет решать комиссия.

БТА входит в двадцатку крупнейших телескопов мира, он был построен в 1975 году. Самое первое зеркало, установленное на нем, оказалось некачественным — значительную часть его поверхности занимали так называемые располировки (пузыри воздуха, оставшиеся в стекле). Поэтому через четыре года на телескоп было поставлено запасное зеркало, которое эксплуатировалось до 2018 года. Поверхность этого зеркала тоже деградировала, поэтому в начале 2000-х годов возникла идея восстановить первое зеркало и в 2007 году его отправили на Лыткаринский завод оптического стекла для обработки. На заводе с него сняли слой стекла толщиной около восьми миллиметров и заново переполировали.

В середине февраля 2018 года обновленное зеркало привезли в САО и установили на телескоп. Однако измерения показали, что зеркало не вполне соответствует техническому заданию, а некоторые ученые завили, что обновленное зеркало даже хуже старого. Окончательный диагноз ученые решили ставить по результатам тестовых наблюдений. Для этого стеклянное зеркало покрыли слоем алюминия толщиной около 100 нанометров (только с ним зеркало может хорошо отражать свет; сама стеклянная поверхность зеркала может отражать не больше пяти процентов падающего света).

После тестовых наблюдений в начале июня руководство САО приняло решение снять обновленное зеркало и установить старое, работавшее на нем до конца 2018 года. Тогда вице-президент РАН, научный руководитель САО Юрий Балега сообщил N+1, что судьбу зеркала решит комиссия, в состав которой вошли представители обсерватории, Лыткаринского завода, а также ЛОМО и НПО «Оптика». Комиссия обсудит результаты технических наблюдений с новым зеркалом, его параметры и их соответствие техническому заданию.

Обновленное зеркало сняли с телескопа 18 июня и поместили в контейнер. Сегодня, 2 июля, после недельной подготовки и пауз, связанных с плохой погодой, прежнее зеркало было установлено в оправу телескопа. Теперь специалисты САО начнут устанавливать на зеркало температурные датчики и разгрузки — механические устройства, которые обеспечивают равномерное распределение сил, действующих на зеркало. Ожидается, что телескоп заработает по расписанию с 1 октября.

Подробнее об истории зеркала телескопа БТА читайте в нашем материале «Второй подход к зеркалу».

Физики ограничили ультралегкую темную материю при помощи атомных часов