Крупнейший оптический телескоп Евразии БТА получил обновленное зеркало

Специалисты завершили установку обновленного главного зеркала телескопа БТА, сообщает «Ростех». Несмотря на установку, пока зеркало не готово к работе — сейчас проходит регулировка его формы и измерение других характеристик, а после этого на поверхность зеркала нанесут отражающее покрытие. Предполагается, что наблюдения с обновленным зеркалом начнутся осенью 2018 года.

Большой телескоп азимутальный (БТА) был введен в строй в 1975 году и до сих пор остается самым большим оптическим телескопом на территории Евразии. Диаметр его главного зеркала составляет шесть метров, а масса — более 40 тонн. Благодаря этому зеркалу ученые могут наблюдать с помощью телескопа объекты до 26 звездной величины. За время работы телескопа качество поверхности его главного зеркала снизилось, поэтому его решили заменить.

В качестве замены было решено обновить резервное зеркало БТА. Оно уже установливалось на телескоп с 1975 по 1979 год, но из-за наличия сильных дефектов на поверхности его заменили на новое зеркало, используемое с 1979 года. Изначально специалисты Лыткаринского завода оптического стекла сняли с резервного зеркала дефектный слой толщиной около восьми миллиметров, а затем приступили к многостадийной шлифовке. Суммарно процесс подготовки зеркала занял более десяти лет.

После подготовки зеркало установили в контейнер шириной 6,5 метра и в середине февраля 2018 года перевезли в поселок Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. На следующий день его привезли непосредственно к обсерватории и начали подготовку к установке. Работы по установке зеркала начали в мае и завершились только сейчас. При этом зеркало пока не годится к полноценной работе. Сейчас специалисты подстраивают механизмы разгрузки зеркала для того, чтобы оно приняло заданную форму с определенной кривизной поверхности. После этого на пока еще прозрачное зеркало нанесут светоотражающее алюминиевое покрытие. Для этого будет использоваться вакуумная установка, расположенная прямо в башне телескопа.

Предполагается, что обновление зеркала позволят проводить наблюдения в течение еще 40-50 лет, а дальность наблюдения увеличится в полтора раза. Завершение работ по подготовке зеркала намечено на осень 2018 года. После этого ученые смогут проводить наблюдения на телескопе.

После доставки зеркала к обсерватории редакция N+1 попросила ведущего сотрудника САО РАН доктора физико-математических наук Алексея Моисеева рассказать о том, почему понадобилась замена зеркала и как проходил процесс его подготовки.

Радиотелескоп ASKAP отыскал новый крупный остаток сверхновой в Млечном Пути