Обновленное зеркало снимут с телескопа БТА

Руководство Специальной астрофизической обсерватории РАН приняло решение снять с шестиметрового телескопа БТА обновленное зеркало, которое было установлено на телескоп в декабре 2018 года после 11 лет обработки на Лыткаринском заводе оптического стекла. Соответствующий приказ подписал в понедельник директор САО, сообщил N+1 один из сотрудников обсерватории. Астрономические наблюдения с помощью обновленного зеркала продолжались менее полугода, теперь вместо него будет установлено старое зеркало, использовавшееся почти 40 лет, на которое нанесут новый отражающий слой.

БТА — крупнейший телескоп России, он находится в горах Западного Кавказа. Сейчас БТА входит в двадцатку крупнейших телескопов мира. Самое первое зеркало, установленное на БТА в 1975 году, оказалось некачественным — значительную часть его поверхности занимали так называемые располировки (пузыри воздуха, оставшиеся в стекле). Поэтому через четыре года на телескоп было поставлено второе зеркало, которое и использовалось до 2018 года. Поверхность этого зеркала тоже деградировала, поэтому в начале 2000-х годов возникла идея восстановить первое зеркало и в 2007 году его отправили на Лыткаринский завод оптического стекла для обработки. На заводе с него сняли слой стекла толщиной около 8 миллиметров и заново переполировали.

В середине февраля 2018 года обновленное зеркало привезли в САО и установили на телескоп. Первые измерения показали, что зеркало не вполне соответствует техническому заданию, а некоторые ученые завили, что обновленное зеркало даже хуже старого. Однако окончательный диагноз ученые решили ставить по результатам тестовых наблюдений. Для этого стеклянное зеркало покрыли слоем алюминия толщиной около 100 нанометров — только с ним зеркало может хорошо отражать свет; сама стеклянная поверхность зеркала может отражать не больше пяти процентов падающего света.

После алюминирования начались технические наблюдения с помощью телескопа: ученые наблюдали с его помощью яркие звезды и замеряли характеристики поверхности зеркала, снимали гартманограммы. В декабре 2018 года начались плановые наблюдения на телескопе в соответствии с расписанием.

Но качество зеркала действительно оказалось не выше старого. «Зеркало себя проявило, как и предсказывали: спектроскопия с высоким разрешением с ним невозможна, на (спектрографе) SCORPIO даже половины былых результатов не могли получить, спекл-интерферометрия не работает как надо. Качество изображений ужасное», — сказал N+1 другой сотрудник обсерватории.

Теперь зеркало будут снимать, до конца августа на его место планируется установить старое зеркало, в сентябре его будут юстировать и настраивать. Ожидается, что телескоп заработает по расписанию с 1 октября, снятое зеркало будет уложено в контейнер рядом с башней обсерватории.

Обновлено: вице-президент РАН, научный руководитель САО Юрий Балега сообщил N+1, что по итогам совещания 4 июня было принято решение создать комиссию, которая решит судьбу зеркала.

В ее состав войдут представители обсерватории, Лыткаринского завода, а также ЛОМО и НПО «Оптика». Комиссия обсудит результаты технических наблюдений с новым зеркалом, его параметры и их соответствие техническому заданию.

По словам Балеги, мнения астрономов о качестве зеркала разделились: некоторые считают, что с ним можно вести наблюдения, другие настаивают на замене. Зеркало, отметил Балега, подходит для наблюдений звёзд, но для изучения слабых внегалактических объектов его качество недостаточно. Как ожидается, комиссия примет решение до конца июня. Она может отправить его на доработку, либо признает его достаточно качественным для работы на телескопе.

Выбросы плазмы связали с переключением уровней активности переходных миллисекундных пульсаров