Телескоп БТА начал наблюдения с обновленным зеркалом

Сотрудники Специальной астрофизической обсерватории РАН закончили тестирование обновленного шестиметрового зеркала телескопа БТА и начали астрономические наблюдения, сообщила N+1 представитель САО. Вместе с тем, параллельно с наблюдениями будут продолжаться измерения параметров зеркала, и окончательный «диагноз» ему будет поставлен только в марте.

Крупнейший телескоп России, телескоп БТА, находится в горах Западного Кавказа. Сейчас БТА входит в двадцатку крупнейших телескопов мира. Самое первое зеркало, установленное на БТА в 1975 году, оказалось некачественным — значительную часть его поверхности занимали так называемые располировки, пузыри воздуха, оставшиеся в стекле. Поэтому через четыре года на телескоп было поставлено второе зеркало, которое и использовалось до недавнего времени. Однако поверхность этого зеркала тоже деградировала, поэтому в начале 2000-х годов возникла идея восстановить первое зеркало и в 2007 году оно было отправлено на Лыткаринский завод оптического стекла для обработки. На заводе с него сняли слой стекла толщиной около 8 миллиметров и заново переполировали.

В середине февраля обновленное зеркало привезли в САО и установили на телескоп. Первые измерения показали, что зеркало не вполне соответствует техническому заданию, и некоторые ученые заявляли, что обновленное зеркало даже хуже старого. Однако окончательный диагноз ученые решили ставить по результатам тестовых наблюдений. Для этого стеклянное зеркало покрыли слоем алюминия толщиной около 100 нанометров — только с ним зеркало может хорошо отражать свет, сама стеклянная поверхность зеркала может отражать не больше 5 процентов падающего света.

Как пояснила N+1 ученый секретарь САО Елена Кайсина, после алюминирования начались технические наблюдения с помощью телескопа: ученые наблюдали с его помощью яркие звезды и замеряли характеристики поверхности зеркала, снимали гартманограммы. С 20 декабря, в соответствии с приказом директора, начинаются плановые наблюдения на телескопе в соответствии с расписанием, которое было составлено еще в июле. В программе наблюдений, в частности, исследование переменных OB-звезд и протопланетных туманностей. Вместе с тем, по словам Кайсиной, комиссия, которая должна определить параметры зеркала, вынесет окончательное решение о его дальнейшей судьбе не раньше 1 марта 2019 года.

Метеорит указал на неравномерное распределение изотопа алюминия в ранней Солнечной системе