Археологи нашли доказательства появления людей в Северной Америке 16 тысяч лет назад

Исследователи представили археологические доказательства того, что люди появились в Северной Америке около 16 тысяч лет назад, сообщается в Science. Об этом свидетельствуют находки на палеолитической стоянке в штате Айдахо на северо-западе США. Ученые датировали найденные на ней кости животных периодом 15,28-16,56 тысяч лет назад. Заодно это служит доводом в пользу прибрежного пути миграции первых переселенцев.

Согласно основной гипотезе заселения Америки, которую поддерживает большинство ученых, люди пересекли Берингов пролив по сухопутному перешейку. Судя по генетическим данным, это произошло 18-22 тысячи лет назад. Первые переселенцы шли по западному берегу континента, вдоль Тихого океана, так как большую часть современной Канады все еще покрывал ледниковый щит. Как показали результаты недавнего исследования, ледник отступил от побережья около 17 тысяч лет назад. По другой версии древнейшие американцы прошли по суше, по коридору между ледниковыми щитами, который открылся 14-15 тысяч лет назад. Но пригодным для миграции людей он стал на 1,4-2,4 тысячи лет позднее, когда там появились растения и животные, которые могли дать пищу людям.

Авторы прошлогоднего исследования так и не смогли выбрать между одним из двух путей заселения Америк и предположили, что люди двигались и вдоль побережья, и по центральной части континента. Однако недавняя датировка палеолитической стоянки Монте-Верде в Чили (14,5-18,5 тысяч лет) и археологические доказательства свидетельствуют в пользу прибрежного пути миграции первых переселенцев.

Коллектив антропологов, археологов и физиков во главе с Лореном Дэвисом (Loren G. Davis) из Университета штата Орегон привел еще одно доказательство в пользу тихоокеанского пути движения первых переселенцев. Ученые более 20 лет вели археологические работы на стоянке Куперс Ферри на северо-западе США. За время раскопок они нашли 189 каменных орудий, фрагменты костей и остатки сожженного угля. Часть артефактов ученым удалось датировать с помощью оптического метода, а часть костей и уголь — с помощью радиоуглеродного анализа. Оказалось, что древнейшие кости оказались в поселении 15,28-16,56 тысяч лет назад. Коридор между ледниками к тому моменту либо еще не появился, либо был еще непригоден для миграции.

Поэтому исследователи предположили, что древние люди все же двигались морским путем. «Стоянка Куперс Ферри находится на реке Салмон, притока более крупной реки Колумбия. Древние люди, которые двигались на юг по побережью Тихого океана, наткнулись бы на реку Колумбия как на первое место южнее ледника, где они могли бы легко пройти и проплыть», — говорит профессор Дэвис. «По сути река Колумбия была первым местом вне прибрежного пути миграции. Местоположение и древнейшее время пребывания людей в Куперс Ферри проще всего объяснить тихоокеанским путем миграции первых переселенцев».

Переселение в Америку было не единовременным процессом, оно растянулось на тысячелетия. Подробнее о волнах миграции можно прочитать в нашем материале «Волны Нового света».

Палеоантропологи описали останки как минимум трех неандертальцев из Барселоны