Исследователи успешно взяли яйцеклетки у двух последних оставшихся в живых самок северного белого носорога, сообщает AFP. Биоматериал немедленно отвезли в лабораторию, где клетки планируется оплодотворить спермой северных белых носорогов. Полученные эмбрионы исследователи заморозят, а со временем подсадят суррогатным матерям.
За последние 50 лет северные белые носороги практически вымерли. После 2007 года их не осталось в дикой природе, а немногочисленные особи содержались в зоопарках Чехии и США. В марте прошлого года умер последний самец северного белого носорога и надежды на естественное восстановление вида не осталось. Сейчас в живых остаются две самки, Наджин и Фату, которых держат в заповеднике Ол Педжета в Кении. Сами они больны и не смогут выносить потомство.
В последние 30 лет исследователи хранили замороженный клеточный материал белых носорогов, в том числе сперму нескольких самцов, и она потенциально пригодна для оплодотворения. Для восстановления вида ученые планировали либо взять яйцеклетки у оставшихся самок северного белого носорога и оплодотворить их, или попытаться клонировать животных. Ученые из зоопарка в Сан-Диего уже
клеточные линии фибробластов из тканей восьми особей, другая группа исследователей
протоколы получения стволовых клеток из клеток кожи северных белых носорогов. В обоих случаях ученые планируют использовать самок южных белых носорогов в качестве суррогатных матерей.
Однако до недавнего времени было неизвестно, как брать у носорогов яйцеклетки и помещать оплодотворенные эмбрионы в матку суррогатной матери. Исследователи лишь недавно начали разрабатывать соответствующие протоколы. В прошлом году ученые во главе с Томасом Хильдебрандтом из берлинского Института исследований зоопарка и дикой природы имени Лейбница получили яйцеклетки от самки южного белого носорога по созданной ими методике. В том же году исследователи отработали методику искусственного осеменения самок южного белого носорога. В результате в конце июля текущего года в зоопарке Сан-Диего родился детеныш. А чуть раньше, в мае, исследователям удалось перенести химерный эмбрион (северно-южного белого носорога) в матку суррогатной матери. Но пока неизвестно, прижился ли он и как будет протекать беременность.
22 августа международному коллективу ученых из Германии, Италии, Чехии и Кении удалось взять 10 яйцеклеток у самок северного белого носорога, по пять у каждой из них. Яйцеклетки, которые нельзя замораживать (в сообщении не уточняется, почему именно нельзя), немедленно перевезли в лабораторию в Италии, где их оплодотворят спермой северных белых носорогов, а получившиеся эмбрионы заморозят, чтобы со временем поместить их в матку суррогатных матерей.
Если все пройдет благополучно, исследователи рассчитывают, что с помощью оплодотворения в пробирке можно будет получить несколько детенышей северных белых носорогов. Но у метода есть ограничения. Брать яйцеклетки у самок можно не чаще трех раз в год, а малое генетическое разнообразие может помешать восстановлению подвида. Но здесь, возможно, придут на помощь технологии клонирования.
Следующими в очереди на возрождение вида могут стать яванский и суматранский носороги, которые находятся под угрозой исчезновения. Но, возможно, популяцию суматранских носорогов удастся восстановить естественным путем. Эти животные хорошо размножаются в неволе, а в прошлом году представителям организации Sumatran Rhino Rescue, которая занимается спасением носорогов, в дополнение к живущим в неволе другим девяти особям, удалось поймать здоровую самку.
Эту летучую мышь из Бразилии не видели с 1916 года
Бразильские зоологи переоткрыли странного кожана (Histiotus alienus). Эта летучая мышь из семейства гладконосых (Vespertilionidae) была описана по единственному экземпляру, добытому в штате Санта-Катарина на юге Бразилии в 1916 году. После этого ученые не встречали ее больше ста лет. Однако в ноябре 2018 года команда специалистов под руководством Винисиуса Клаудио (Vinícius C. Cláudio) из Института Освалду Круса во время работ по изучению рукокрылых в заповеднике в штата Парана поймала необычного самца летучей мыши из рода Histiotus, который отличался от представителей всех известных им видов окраской, а также размером и формой ушей. Исследователи сохранили особь в спирте для музейной коллекции, после чего, изучив образец внимательнее, пришли к выводу, что перед ними давно потерянный странный кожан. Сравнение с единственным известным до сих пор экземпляром, который хранится в Музее естественной истории в Лондоне, подтвердило эту догадку. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала ZooKeys. Клаудио и его соавторы отмечают, что вторая встреча со странным кожаном произошла примерно в 280 километрах к западу от первой и в другой экологической зоне. Если голотип данного вида рукокрылых был добыт в атлантическом лесу, то новый экземпляр — на травянистой равнине с фрагментами араукариевого леса. Обе эти экосистемы быстро исчезают под натиском цивилизации, что может поставить будущее странного кожана под угрозу. При этом о его образе жизни неизвестно практически ничего. По мнению исследователей, чтобы больше узнать о странных кожанах, нужно провести тщательный анализ музейных коллекций рукокрылых, собранных в Южной Бразилии: возможно, в них есть неправильно определенные экземпляры данного вида.