Самка южного белого носорога родила детеныша с помощью искусственного оплодотворения

Самка южного белого носорога родила детеныша после искусственного осеменения, сообщается в пресс-релизе Института природоохранных исследований зоопарка Сан-Диего. Это первый южный белый носорог в Северной Америке, родившийся в результате такой процедуры. По словам исследователей, самка потенциально сможет стать суррогатной матерью детеныша северного белого носорога, что вселяет надежду на возрождение подвида.

Северные белые носороги за последние 60 лет практически вымерли. В марте прошлого года умер последний самец этого подвида. В живых остались только две самки, не способные принести потомство.

Последние 30 лет исследователи хранили клеточный материал полученный от нескольких особей белых носорогов, в том числе сперму трех самцов, потенциально пригодную для размножения. Для восстановления подвида можно было попробовать два варианта. Либо попытаться получить яйцеклетки у еще оставшихся в живых самок северного белого носорога и оплодотворить их in vitro имеющейся спермой, или попытаться клонировать животных. Ученые из зоопарка в Сан-Диего уже получили клеточные линии фибробластов из тканей восьми особей, другая группа исследователей сейчас разрабатывает протоколы получения стволовых клеток из клеток кожи северных белых носорогов. В обоих случаях ученые планируют использовать самок южных белых носорогов как суррогатных матерей.

Рождение детеныша в зоопарке Сан-Диего стало важным шагом в этих исследованиях. Самка южного белого носорога по кличке Виктория вместе с пятью другими особями живет в Центре по спасению носорогов Никиты Кана при зоопарке. О животных заботятся пять человек и с помощью позитивного подкрепления приучают к медицинским процедурам.

В марте прошлого года у Виктории стимулировали овуляцию, а затем провели искусственное осеменение спермой белого южного носорога. После продолжавшейся 493 дня беременности, 28 июля, в воскресенье она родила детеныша. Другая самка носорога, живущая в Центре, сейчас беременна и должна родить в сентябре или октябре.

Исследователи полагают, что первый детеныш северного белого носорога родится через 10-20 лет. А следующими в очереди на возрождение вида могут стать яванский и суматранский носороги, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения.

Впрочем, для суматранских носорогов еще есть надежда восстановить популяцию естественным путем, благо эти животные хорошо размножаются в неволе. Недавно ученым удалось поймать здоровую самку суматранского носорога, которая, возможно, поможет сохранить вид.

Долгую учебу связали с замедлением когнитивного спада при семейной болезни Альцгеймера