Ученым удалось на выборке из 13 тысяч человек показать, что потребление темного шоколада связано с уменьшением симптомов депрессии. Среди тех, кто сообщил о потреблении темного шоколада, риск обнаружить симптомы, характерные для депрессии, был на 70 процентов ниже, чем среди тех, кто не ел шоколад вообще. Для других видов шоколада никакой связи обнаружить не удалось, пишут ученые в Depression & Anxiety.
Полезные свойства какао-бобов объясняются большой концентрацией флавонолов — разновидности флавоноидов, которые известны своими антиоксидантными свойствами. Поэтому потребление шоколада (а в особенности темного — с бóльшим содержанием флавонолов из какао-бобов) связывают с улучшением обмена веществ в организме; также ученые указывают и на пользу шоколада для иммунитета и работы головного мозга. Последнее также объясняет и то, почему шоколад рекомендуют есть для повышения настроения, а в особенности — при депрессии и для ее профилактики. Несмотря на распространенность этой рекомендации, убедительных научных исследований, показывающих связь между потреблением шоколада и уменьшением симптомов депрессии, до сих пор не проводилось.
Исправить этот недостаток решили ученые под руководством Сары Джексон (Sarah Jackson) из Университетского колледжа в Лондоне. Для этого они проанализировали данные о 13626 американцах старше 20 лет (из изначальной выборки в более 20 тысяч человек исключили людей с диабетом, а также с низким индексом массы тела): для каждого из них были доступны данные о питании в течение двух суточных периодов с разницей в 3–10 дней. Из данных о питании ученые выделили информацию о потреблении шоколада (в частности, темного), а симптомы депрессии оценили по стандартизированному опроснику. При оценке корреляции между потреблением шоколада и депрессией исследователи учли побочные переменные: демографические факторы (пол, возраст, образование), вес, наличие хронических заболеваний и образ жизни (курение, потребление алкоголя и так далее).
Среди всех участников 11,1 процента (1332 человека) сообщили о потреблении шоколада в рамках двух суточных периодов: среди них 148 человек ели темный шоколад. С учетом побочных переменных связи между потреблением шоколада вообще и уменьшением симптомов депрессии обнаружить не удалось, при этом темный шоколад был связан с уменьшением симптомов на 70 процентов в сравнении с теми, кто не ел шоколад вообще. Корреляция также сохранялась, когда в модели для ее оценки учитывалось потребление сахара.
От редактора
Относительно вида шоколада следует сделать небольшое уточнение. В русском языке существуют понятия «темный» и «горький» шоколад, а в английском и то, и другое принято называть dark chocolate. Конкретно в этом исследовании под dark chocolate понимается шоколад с содержанием производных какао-бобов выше 45 процентов, что, если верить классификации шоколадной фабрики «Конфаэль» (самый достоверный источник из всех, которые мы очень быстро просмотрели), попадает между категориями «темный» и «горький». Поэтому в нашей заметке для обозначения dark chocolate мы используем нижнюю границу, называя шоколад «темным».
Авторы, таким образом, получили первое статистически значимое (при анализе уровень значимости установили на уровне 0,05) доказательство связи между потреблением темного шоколада и уменьшением симптомов депрессии на большой выборке. При этом следует уточнить, что пока что можно говорить только о корреляции: в дальнейшем, для установления характера такой связи, необходимо провести дополнительные исследования.
О вкусовых и диетологических свойствах шоколада вы можете узнать больше в нашем блоге — его мы совместно с врачом-диетологом Еленой Мотовой подготовили в прошлом году ко Всемирному дню шоколада.
Елизавета Ивтушок
При условии, что он неосложненный
Финские врачи провели рандомизированное контролируемое исследование с участием 1803 пациентов с острым аппендицитом и выяснили, что аппендэктомия (хирургическое удаление аппендикса), проведенная в течение 24 часов от момента постановки диагноза, не увеличивает риск перфорации аппендикса по сравнению с назначением аппендэктомии в течение восьми часов. Исследование опубликовано в журнале The Lancet.