Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Корни «зловещей долины» нашли в лобных долях

Promobot

Ученые обнаружили, что за эмоциональные реакции на неживые человекоподобные объекты отвечает медиальная префронтальная кора. Она же обрабатываeт информацию о социальных взаимодействиях. В работе, опубликованной в Journal of Neuroscience, авторы впервые экспериментально показали, что степень терпимости к гуманоидному облику индивидуальна — а значит, нельзя создать такого робота, чей вид и «повадки» были бы универсальны для всех.

Люди — социальные существа, поэтому они уделяют много внимания себе подобным. Однако похожий на человека объект не всегда является человеком и может быть неживым. Чем больше существо или механизм напоминает человека, тем больше оно нам нравится — но лишь до определенного предела. Если нечто внешним видом и движениями очень похоже на Homo sapiens, но при этом имеет мелкие отклонения от человеческого облика, оно, как правило, пугает и вызывает отвращение. Этот феномен в 1970 году описал японский инженер Масахиро Мори, назвав его bukimi no tani genshō. В 1978 году термин перевели на английский язык как uncanny valley — «зловещая долина». Причина этого явления не вполне ясна, но с учетом появления все новых роботов для различных целей, в том числе роботов-компаньонов, важно понимать, где проходят границы неприятия человекоподобных «нелюдей» и чем это неприятие обусловлено.


Группа ученых из Кембриджского университета во главе с Фабианом Грабенхорстом (Fabian Grabenhorst) совместно с коллегами из Университета Дуйсбурга — Эссена исследовала нейронные механизмы, которые обусловливают страх и неприязнь к излишне похожим на человека объектам. В двух сериях экспериментов принял участие 21 доброволец. В первой серии оценивали привлекательность, человекоподобность и степень сходства изображений роботов-гуманоидов и людей (некоторым людям на фотографиях нарочно изменили черты лица). Во второй серии испытуемым показывали пары фотографий таких же объектов и просили указать, кому бы из них они с большей охотой доверили выбор вознаграждения испытуемому за участие в исследовании. Оба в паре могли быть людьми или, напротив, роботами, а набор возможных вознаграждений был заранее известен участникам эксперимента. Параллельно с этим у испытуемых измеряли интенсивность кровотока у различных участков головного мозга — делали фМРТ.

В соответствии с гипотезой Мори, участники исследования опасались не только излишне человекоподобных гуманоидов, но и людей, чей облик немного отличается от нормального. Притом их пугали не только явные уродства, но и излишняя симметрия лица на фото. Однако степень неприязни к конкретному объекту сильно варьировалась у разных испытуемых. Анализ данных фМРТ показал, что при оценке сходства объекта с человеком активируется дорсомедиальная префронтальная кора. А при попытке оценить, кому лучше доверить выбор вознаграждения — то есть кто из объектов с фотографий, по мнению испытуемых, лучше понимает их нужды, работает также вентромедиальная префронтальная кора. По всей видимости, она сопоставляет уровень человекоподобности со степенью привлекательности объекта и выносит решение, записывать ли его в разряд людей. Чем больше робот с фотографии походил на Homo sapiens, тем сильнее был кровоток в вентромедиальной префронтальной коре, но при приближении к «зловещей долине» активность этой зоны падала.

Упомянутые участки коры больших полушарий вместе составляют медиальную префронтальную кору. Эта область расположена в лобных долях и отвечает за социальные взаимодействия: оценивает индивидов, с которыми довелось столкнуться, высчитывает риски от взаимодействия с ними. Кроме того, она участвует в формировании реакций страха. Получается, что мозг оценивает человекоподобных роботов по тем же механизмам, что и настоящих людей — потенциальных врагов и компаньонов. Учитывая наличие «зловещей долины», это значит, что условные устройства, которым можно поручить принести пиво, должны либо полностью копировать людей, либо иметь существенные отличия от них, чтобы вызывать доверие и расположение потребителей. Однако, как показало исследование, границы «зловещей долины» у каждого индивида свои. Получается, одного может отталкивать излишне человеческая походка робота, а другому она не будет противна. Тем не менее, новые эксперименты, где оценивается реакция человека на гуманоидов, помогут выявить главные черты человекоподобных объектов, обеспечивающие их привлекательность.

Светлана Ястребова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.