VLT разглядел пролетевший мимо Земли на скорости свыше 70000 км/ч двойной астероид

Астрономы при помощи телескопа VLT получили снимок двойного астероида 1999 KW4, который недавно пролетел на близком расстоянии мимо нашей планеты, причем его скорость относительно Земли была более 70 тысяч километров в час. Подобные наблюдения важны не только для понимания природы таких тел, но и для совершенствования системы по отслеживанию траекторий опасных околоземных объектов, сообщается на сайте Европейской южной обсерватории.

Околоземный двойной астероид 1999 KW4 из группы Атонов был открыт в 1999 году и относится к потенциально опасным объектам: в ходе движения по орбите с периодом в 188 дней он пересекает орбиты Земли, Венеры и Меркурия и может сближаться с Землей менее чем на 0,05 астрономических единицы (20 расстояний от Земли до Луны). Это система из двух тел диаметром 1,31 километра и 360 метров, расстояние между которыми оценивается в 2,6 километра, а один оборот вокруг друг друга они совершают за 16 часов.

Последнее сближение астероида с Землей состоялось 25 мая 2019 года, минимальное расстояние до нашей планеты от 1999 KWсоставило 5,2 миллиона километров, что примерно в четырнадцать раз больше расстояния до Луны. Международная сеть предупреждения об астероидной опасности IAWN (International Asteroid Warning Network) организовала наблюдательную кампанию, благодаря которой астероид изучали при помощи многих наземных обсерваторий.

В наблюдениях участвовал приемник SPHERE (Spectro-Polarimetric High-contrast Exoplanet REsearch instrument), установленный на телескопе VLT (Very Large Telescope) в Чили. Несмотря на то, что основной задачей этого инструмента является получение прямых изображений планет у других звезд, он прекрасно подходит для съемки небольших тел в Солнечной системы, таких как астероиды или карликовые планеты (например, Церера). Несмотря на то, что астероид двигался со скоростью более 70 тысяч километров в час относительно Земли, астрономам удалось получить качественные снимки. На полученном изображении удалось увидеть не только форму обоих тел в системе, но и цвет поверхности, что позволит установить, имеют ли астероиды одинаковый состав. Эти наблюдения проводились в рамках сотрудничества между Европейской южной обсерваторией и Европейским космическим агентством по отслеживанию траекторий опасных околоземных объектов, начатого в 2014 году.

Ранее мы рассказывали, как NASA собирается отправить к двойному астероиду Дидимос космический аппарат DART, который врежется в меньшую из двух его частей, чтобы проверить, получится ли таким образом изменить его траекторию — и, возможно, когда-нибудь спасти человечество от другого, более опасного астероида.

Астероид Диморф дополнительно замедлился после тарана зондом DART