В течение трех месяцев после премьеры первого сезона сериала «13 причин почему» — во время его наибольшей популярности — число самоубийств в США было на 13,3 процента выше средних показателей. Примечательно, что такой рост наблюдался только среди целевой аудитории сериала — детей и подростков от 10 до 19 лет — и был наиболее явным среди девушек. При этом, как пишут ученые в JAMA Psychiatry, говорить о наличии причинно-следственной связи все еще нельзя.
«13 причин почему» (13 Reasons Why) вышел в конце марта 2017 года, сериал рассказывает историю о старшекласснице, которая покончила с собой, оставив знакомым кассеты с описанием причин своего суицида. Сразу после выхода сериал подвергся критике за детальную сцену изображения самоубийства, что вызвало беспокойство родителей: во многом из-за этого стриминговая платформа Netflix к выходу второго сезона опубликовала несколько видеопредупреждений.
При этом данные научных исследования, посвященных вопросу связи между ростом числа самоубийств и периодом выхода сериала, оказываются противоречивыми. Самая последняя работа месячной давности говорит о том, что число самоубийств во время показа и продвижения первого сезона сериала в действительности возросло; при этом Netflix активно защищает свою позицию, ссылаясь на результаты другого исследования, которое посвящено уже второму сезону сериала.
Разумеется, для того, чтобы сделать выводы о том, что связь действительно есть (не только крепкая корреляция, но и причинно-следственная), результаты работ должны быть многократно воспроизведены несколькими независимыми друг от друга командами. В новой работе за изучение статистики самоубийств взялись ученые под руководством Томаса Нидеркротенталера (Thomas Niederkrotenthaler) из Венского медицинского университета. Они использовали данные о случаях самоубийств американцев из разных возрастных групп (от 10 до 19, от 20 до 29 и старше 30) в период с 1999 по 2017 год.
Перед началом анализа ученые определили временные рамки наибольшей популярности сериала по количеству упоминаний в социальных сетях Twitter и Instagram: наибольшее количество постов с упоминанием сериала наблюдалось в апреле 2017 года (сразу же после выхода первого сезона), после чего шло на спад к июню. Периодом с апреля по июнь 2017 года ученые и ограничились в своей работе.
При анализе исследователи учли известную динамику числа самоубийств (ее зависимости от времени года, экономической ситуации и других показателей). Оказалось, что в изученный период в действительности наблюдался рост числа самоубийств, при этом наиболее значительным (p < 0,001) он был только в группе людей от 10 до 19 лет и составил 13,3 процента. Примечательно, что наибольший рост числа самоубийств был среди девушек (на 21,74 процента).
Следует уточнить, что связь между ростом числа самоубийств и вторым сезоном сериала авторы исследования не рассматривали, так как наибольшее общественное беспокойство вызывал именно первый сезон. Несмотря на то, что ученым удалось обнаружить взаимосвязь между периодом наибольшей популярности сериала в социальных сетях и ростом числа самоубийств, о причинно-следственной связи говорить все еще нельзя: у исследователей нет информации о том, в действительности ли погибшие смотрели сериал или хотя бы слышали о нем. При этом рост числа самоубийств именно среди целевой аудитории и среди девушек все равно вызывает у авторов беспокойство, именно поэтому они настаивают на том, что популярная культура из-за своего повышенного влияния в социальных сетях должна аккуратнее обходиться с темой самоубийства.
В других работах, посвященных влиянию сериалов на зрителей, выводы могут быть и более точными. К примеру, проведенное в 2015 году исследование показало, что любители сериала «Закон и порядок» отличаются повышенным правосознанием в области сексуальных преступлений и насилия.
Елизавета Ивтушок
Эти данные важны для понимания эволюции коммуникации и речи
Исследовательницы из Великобритании изучили, насколько хорошо люди понимают жесты других гоминид. Они создали онлайн-игру, в которой люди смотрели видео с распространенными жестами шимпанзе и бонобо и выбирали возможное значение этих жестов из предложенных вариантов. Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Исследование опубликовано в PLOS Biology. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать. Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало, что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Исследовательницы из Лаборатории диких умов (Wild Minds Lab) Сент-Эндрюсского Университета Кирсти Грэхэм (Kirsty Graham) и Кэтрин Хобейтер (Catherine Hobaiter) с помощью компьютерной игры проверили, как люди понимают самые распространенные жесты шимпанзе (Pan troglodytes) и бонобо (Pan paniscus). Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео (неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза) — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо. У большинства (13 штук) жестов было одно значение, а у 4 типов жестов шимпанзе и 3 типов жестов бонобо — несколько. Исследователи определили главное (более частое) и дополнительное значение — оба эти значения предлагались среди вариантов. Так, например, жест «сильный громкий скрежет» (на видео обезьяна чешет себе бок) используется для инициирования груминга, в то время как «встряхивание объекта» (на видео обезьяна трясет ветви деревьев) — как для груминга, так и для совокупления. https://youtu.be/PWujWiRNV-A Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению Видео с разными жестами можно посмотреть на ютуб-канале Great Ape Dictionary, там есть большой плейлист с примерами жестов бонобо. А можно попробовать испытать себя и пройти ту самую игру, где нужно угадывать значения жестов — доступ к ней открыт, а данные не собираются (игра на английском). Участники исследования правильно распознавали значение жестов более чем в 50 процентах случаев — и такой результат нельзя объяснить случайным угадыванием (тогда процент был бы около 25). Если участникам предлагали краткое описание к видео, они чуть лучше распознавали жесты — но разница была совсем небольшой. Так, значение жеста «поднятие руки» участники определили верно почти в 90 процентах случаев: у шимпанзе он означает просьбу еды, а у бонобо — просьбу о грумминге, реже — просьбу нести его. Еще три жеста, включая «демонстрацию гениталий», которая у обоих видов означает призыв к сексу или к тому, чтобы быть дружелюбным, участники верно поняли в 75 процентах случаев. Единственным жестом, значение которого люди понять не смогли, было то самое «встряхивание объекта». Его основное значение и у шимпанзе, и у бонобо действительно неочевидное — приглашение к сексу; еще иногда шимпанзе используют его как сигнал «отойди от меня», а бонобо — как просьбу о грумминге. Возможно, нам просто хватает ума и сходства с другими приматами, чтобы понять, что они хотят сказать. Однако авторы полагают, что способность понимать жесты гоминид могла достаться нам от наших предков, которые их использовали. Тогда эти жесты могут быть частью эволюционно древнего общего словаря приматов — что очень вероятно в контексте формирования человеческой речи. Впрочем, и вокальные сигналы нечеловеческих приматов не так уж примитивны и могут рассказать нам что-то о формировании человеческой речи. А еще обезьяны могут учиться друг у друга новым формам вокализации или даже жестов.