На Балтийском заводе состоялся спуск на воду атомного ледокола «Урал» — третьего судна типа ЛК-60Я, сообщает FlotProm. Благодаря конструкции с переменной осадкой ледокол сможет проводить суда как в океане, так и в руслах рек, что позволит заменить ледоколы сразу двух типов. Ожидается, что судно будет введено в строй в 2022 году.
Атомный ледокол «Урал» создается по проекту 22220 (тип ЛК-60Я) Центрального конструкторского бюро «Айсберг», подразумевающему строительство трех судов. Головное судно проекта — атомный ледокол «Арктика» — было спущено на воду в 2016 году, а годом позднее на воду спустили судно «Сибирь». Одна из особенностей проекта заключается в применении балластных цистерн для обеспечения переменной осадки. При работе в океане в качестве тяжелого ледокола осадка ледокола будет составлять 10,5 метра, а для проводки судна в руслах сибирских рек, таких как Енисей, осадка будет уменьшаться до 8,55 метра. Это позволит заменить судами проекта 22220 ледоколы двух типов — «Арктика» и «Таймыр».
В качестве энергетической установки в «Урале», как и в двух остальных ледоколах проекта, используются два водо-водяных реактора РИТМ-200, с мощностью на валах 60 мегаватт для каждого реактора. Водоизмещение ледокола составляет 33,54 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Ледокол сможет передвигаться со скоростью до 22 узлов (41 километр в час) по чистой воде, а при проводке судов преодолевать лед толщиной до 2,9 метра. Экипаж судна составляет 75 человек, а автономность плавания между перегрузками топлива в реакторах составляет семь лет.
Судно было заложено на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 2016 году, а его спуск на воду состоялся 25 мая 2019 года. На момент спуска на воду на ледоколе уже загружены реакторные установки и смонтированы первые три яруса надстройки. Ожидается, что судно будет сдано в эксплуатацию в конце 2021 года или 2022 году. Предполагается, что позднее будут заложены еще два судна по этому проекту.
В прошлом году территорию Балтийского завода покинуло судно «Академик Ломоносов», представляющее собой плавучую атомную электростанцию. На судне установлено два реактора КЛТ-40С с электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой мощностью до 150 мегаватт. Недавно реакторы успешно прошли испытания, и ожидается, что в период летней навигации судно отбуксируют на Чукотку, где оно будет подключено к местной энергосети. Это позволит заменить судном устаревшие Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ.
Григорий Копиев
Полет проходил в режиме дистанционного управления
Прототип электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace совершил успешный испытательный полет на аэродроме Котсуолд в Англии. В процессе испытания дистанционно управляемый летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой достиг скорости 70 километров в час. Это первый свободный полет прототипа, который до этого поднимался в воздух лишь со страховочными тросами, сообщает Bloomberg. Видео полета опубликовано на YouTube-канале компании. Проект серийного электрического аэротакси был представлен в 2020 году. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле размещены четыре балки с электромоторами и воздушными винтами. Передние четыре винта пятилопастные и поворотные, а задние четырехлопастные имеют фиксированное положение. Размах крыла аэротакси 15 метров, а длина — 11 метров. Кабина рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Планируется, что аэротакси сможет пролетать 190 километров на скорости до 320 километров в час. Vertical Aerospace планирует продолжать тесты в рамках подготовки к первому пилотируемому полету. Если все пройдет успешно, то компания надеется пройти сертификацию в 2026 году.