Российская плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» покинула территорию Балтийского завода, где она строилась с 2007 года, и впервые вышла в море. Судно отбуксируют для загрузки ядерного топлива в Мурманск, а затем из Мурманска в Певек на Чукотке, где она будет обеспечивать энергией местную электросеть. Предполагается, что в 2019 году электростанцию введут в эксплуатацию и она заменит собой устаревшие Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ, сообщает «Росатом».
Поскольку в отдаленных регионах строительство полноценной АЭС затруднено, в качестве альтернативы предлагаются передвижные конструкции с атомными энергоблоками. В США проект судна с атомным реактором существовал в середине прошлого века и по нему построили судно «Стерджис», которое до 1975 года обеспечивало энергией зону Панамского канала. В России проект плавучей атомной электростанции начали разрабатывать в середине 2000-х годов, судно «Академик Ломоносов» было заложено в 2007 году. На нем установлено два водо-водяных реактора КЛТ-40С с электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой мощностью до 150 мегаватт.
Параллельно со строительством станции готовятся и береговые сооружения в порту Певека. После завершения всех подготовительных работ судно будет подключено к этой инфраструктуре и местной Чаун-Билибинской энергосистеме. Сегодня судно начали буксировать с территории Балтийского завода в Санкт-Петербурге на предприятие «Атомфлот» в Мурманске. Там в него загрузят ядерное топливо и произведут запуск реакторов. После этого судно отбуксируют в Певек, где в 2019 году его должны ввести в эксплуатацию.
В 2017 году петербургское конструкторское бюро «Айсберг» объявило, что разработает технический проект нового многофункционального судна атомно-технологического обслуживания, которое будет использоваться, в том числе, для перезарядки корабельных атомных реакторов. Оно будет заниматься обслуживанием перспективных российских атомных ледоколов, а также плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов».
Григорий Копиев
Американские ученые выяснили, что в процессе испарения растворителя диметилсульфоксида в перовскитных солнечных элементах образуются пустоты. Уменьшив количество диметилсульфоксида, и добавив в активный слой диаминомочевину, ученые сумели получить перовскитные слои без пустот и сделать солнечные элементы эффективнее и стабильнее. Результаты исследования опубликованы в журнале Science. Эффективность перовскитных солнечных элементов возросла до 25,5 процентов и уже вплотную приблизилась к эффективности кремниевых солнечных элементов, однако недостаточная стабильность перовскитов все еще сдерживает коммерциализацию этой технологии. Перовскитный солнечный элемент состоит из нескольких слоев, каждый из которых выполняет свою роль. Самый нижний слой — прозрачный электрод из оксида индия с добавками олова (Indium Tin Oxide, ITO). На него наносят первый транспортный слой, активный слой из перовскита, второй транспортный слой, а затем напыляют металлический электрод. Деградация перовскитного слоя обычно начинается на границе с транспортными слоями, и различным способам пассивации и стабилизации этих границ посвящено уже очень много исследований. Однако, в основном в фокусе ученых была верхняя граница перовскитного слоя — та область, где через тонкий транспортный слой перовскит граничит с металлом. Стабилизация нижней границы перовскита изучена меньше, хотя в прошлом году ученые выяснили, что плотность дефектов в этой области даже выше, чем на верхней границе.