Быстродействующее психоделическое вещество 5-MeO-DMT облегчило симптомы депрессии и тревожного расстройства, сообщают ученые в The American Journal of Drug and Alcohol Abuse. Они опросили 362 человека, употреблявших вещество в компании других людей, и выяснили, что большинству из тех, у кого до приема вещества были диагностированы аффективные расстройства, опыт помог.
Одним из важных направлений использования психоделических веществ в научных целях считается их возможная эффективность лечения депрессии и других психических расстройств. Например, те, кто любят аяуаску (психоделический отвар, распространенный у амазонских племен) считаются психически благополучнее даже поклонников ЛСД, а псилоцибин меняет активность мозга при депрессии.
К использованию психоделических веществ в качестве альтернативной терапии депрессии и других психических расстройств, однако, относятся с осторожностью из-за того, что время их действия зачастую превышает несколько часов. Именно поэтому ученые также экспериментируют с микродозами. Например, недавно ученые показали, что микродозы психоделика ДМТ помогают облегчить тревогу и депрессию у крыс.
Еще один вариант использования психоделиков для терапии психических расстройств — употребление веществ, время действия которых ограничено несколькими минутами. К таким веществам относится 5-метоксидиметилтриптамин (5-MeO-DMT) — родственное вещество более известного ДМТ: время его действия — от 10 до 30 минут (иногда — больше, но никогда не превышает час). До сих пор, однако, не было известно ничего об эффективности вещества для лечения симптомов психических расстройств.
Исправить это решили ученые из Университета Джонса Хопкинса под руководством Алана Дэвиса (Alan Davis). Для этого они опросили членов группы любителей 5-MeO-DMT, которая была сформирована в 2007 году (в это время оборот вещества в США не преследовался законом). Члены такой группы употребляли вещество в компании и спокойной обстановке, обязательно под присмотром людей, которые уже имели опыт употребления; каждая сессия начиналась с небольшого брифинга и опроса на тему самочувствия участника, а заканчивалась — молитвой или медитацией, а также небольшой беседой на тему чувств и эмоций участника относительно опыта. Всего ученым удалось опросить 362 участников таких сессий (средний возраст — 47,7 года).
О диагностированной депрессии и тревожном расстройстве сообщили 41 и 48 процентов респондентов соответственно. Большинство (80 и 79 процентов) из них сообщили о том, что после приема 5-MeO-DMT их психическое состояние улучшилось. Следует уточнить, что наибольшая эффективность приема вещества достигалась в том случае, когда участники сообщали о высоком мистическом и личном значении опыта: то есть в том случае, когда прием 5-MeO-DMT сопровождался размышлениями о полученном опыте и его значении. При этом эффективность вещества в улучшении симптомов никак не зависела от интенсивности галлюцинаций во время приема вещества.
Несмотря на многообещающие результаты, ученые уточняют, что в будущем необходимо проверить безопасность и эффективность использования вещества в лабораторных условиях: и на модельных организмах, и на людях. Также неизвестно, в какой именно дозировке участники группы потребляли вещества (авторы сообщают, что дозировка подбиралась индивидуально для каждого участника таких собраний в зависимости от того, имели ли они прошлый опыт) и было ли то потребление, которое помогло облегчить симптомы психического расстройства и депрессии, первым.
Некоторые психоделики получают в США законный статус и могут быть использованы для лечения депрессии. В прошлом году статус «прорывной терапии» получил псилоцибин: это означает, что теперь вещество можно будет использовать в клинических исследований, от успеха которых будет зависеть, будут ли его использовать в стране повсеместно.
Елизавета Ивтушок
А также новые штаммы кишечной палочки
Гарвардские ученые выяснили, что в кишечной микробиоте путешественников значительно сокращается микробное разнообразие. Как сообщается в журнале The Lancet Microbe, две трети путешественников приобрели новые штаммы кишечной палочки во время поездки, которые филогенетически отличались от их «родных» штаммов. Кроме того, ученые наблюдали широкое распространение генов, устойчивых к антибиотикам.