Путешествия привнесли в микробиоту кишечника гены антибиотикорезистентности

А также новые штаммы кишечной палочки

Гарвардские ученые выяснили, что в кишечной микробиоте путешественников значительно сокращается микробное разнообразие. При этом, как сообщается в журнале The Lancet Microbe, две трети путешественников приобрели новые штаммы кишечной палочки во время поездки, которые филогенетически отличались от их «родных» штаммов. Кроме того, ученые наблюдали широкое распространение генов, устойчивых к антибиотикам.

Устойчивые к противомикробным препаратам микроорганизмы ответственны за более чем 2,8 миллиона инфекций и 35 тысяч смертей в год только в США. Легкость, с которой распространяются резистентные организмы и гены устойчивости к антибиотикам, превратила эту ситуацию в глобальную проблему общественного здравоохранения.

Например, известно, что поездки в другие страны способствуют глобальному распространению резистентности к антибиотикам. Однако неизвестно, как исходное состояние кишечной микробиоты влияет на риск переноса генов резистентности и ее структурные изменения во время поездки.

Коллектив ученых под руководством Регины Ларок (Regina C LaRocque) из Гарвардской медицинской школы изучила образцы кала большой группы международных путешественников из США, чтобы оценить роль микробиоты кишечника перед поездкой в восприимчивости организма к устойчивым бактериям и влияние путешествия на микробиоту кишечника, общее количество генов резистентности и носительство разных штаммов кишечной палочки.

Всего в анализ вошли 267 путешественников. В общей сложности 101 путешественник (38 процентов) приобрел по крайней мере один из трех целевых микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам. Из них 99 привезли бактерии, которые продуцируют бета-лактамазы, 18 — энтеробактерии, устойчивые к колистину, и трое — энтеробактерии, устойчивые к карбапенему.

Кроме того, ученые обнаружили, что по сравнению с исходным состоянием микробиоты после поездок у путешественников сократилось микробное разнообразие, а также резко увеличилась численность организмов семейства Enterobacteriaceae.

Кроме того, у 67 процентов путешественников ученые обнаружили штаммы кишечной палочки, которых не было в исходном состоянии. Примечательно, что вакцинация от брюшного тифа и употребление нефильтрованной водопроводной воды защищали от заражения новыми штаммами кишечной палочки. Также у них нашли множество генов, ответственных за развитие антибиотикорезистентности.

Все эти результаты дополнительно подтверждают, что глобальное передвижение отдельных людей может вызывать рост антибиотикорезистентности в популяции. Однако открытие защитных факторов, которые препятствуют заражению, требуют дальнейшего изучения.

Ранее мы рассказывали, что перенос материнской вагинальной микробиоты детям, рожденным с помощью кесарева сечения, повышает оценку нервно-психического развития в шесть месяцев.

Метаанализ показал необходимость МРТ в скрининге рака простаты