С помощью метаболитов кишечного микробиома
Перенос вагинальной микробиоты на кожу и слизистую ротовой полости детей, рожденных с помощью кесарева сечения, повышает оценку нервно-психического развития в возрасте шести месяцев. Кроме того, у таких детей такой перенос ускоряет созревание кишечной микробиоты, говорится в статье, опубликованой в журнале Cell Host & Microbe.
Развитие кишечного микробиома у новорожденных детей выступает важным этапом роста, в процессе которого он претерпевает радикальные изменения: например, факультативные анаэробы сменяются облигатными. Многие исследования показывали, что количественный и качественный состав кишечного микробиома влияет на здоровье детей посредством иммунной регуляции, а его нарушения приводят к патологическим состояниям и задержке развития, в том числе расстройствам аутистического спектра.
Важным этапом становления кишечного (и не только) микробиома считается прохождение ребенка через родовые пути, где он приобретает бактерии вагинального сообщества матери. Дети, рожденные с помощью кесарева сечения, не получают этих бактерий, и их кожу и кишечник быстро заселяют бактерии с кожи матери и с поверхностей в операционной. Это приводит к повышенному риску неблагоприятных исходов для здоровья ребенка, включая нарушения развития нервной и иммунной систем и заболевания обмена веществ.
Хотя некоторые исследователи показывают, что такие дети получают недостающие бактерии с грудным молоком, многие врачи все чаще обращают внимание на перенос вагинальной микробиоты матери на кожу ребенка и слизистую ротовой полости. Такой метод во множестве исследований уже показывал свои положительные результаты, включая восстановление состава кишечного микробиома.
Теперь ученые под руководством Янь Хэ (Yan He) из Южного медицинского университета проверили, как такая процедура влияет на нервно-психическое развитие детей, их кишечный микробиом и обмен веществ. Для этого они провели тройное слепое клиническое исследование, в которое включили 76 детей, рожденных с помощью кесарева сечения: в экспериментальную группу попало 35 детей, а в контрольную — 41 ребенок. Некоторые дети из обеих подгрупп пропускали некоторые этапы последующего наблюдения. В среднем гестационный возраст на момент операции был примерно на полнедели меньше в экспериментальной группе. Других существенных различий между подгруппами ученые не зафиксировали.
За два часа до кесарева сечения сложенную стерильную марлю, смоченную тремя миллилитрами стерильного физиологического раствора, вводили на один час в нижнюю часть влагалища всем включенным в исследование женщинам. Ее удаляли перед профилактическим введением антибиотиков, примерно за 30 минут до начала операции.
Сторонний исследовательский сотрудник выдавал медсестре марлю, пропитанную либо вагинальным секретом, либо стерильным физиологическим раствором. В течение одной-двух минут после рождения она в течение 15 секунд обтирала новорожденного марлей, начиная с губ, затем лицо, грудная клетка, руки, ноги, гениталии и анальная область и спина. После этого детей не купали в течение 12 часов.
Нервно-психическое развитие оценивалось у детей в три и в шесть месяцев с помощью шкалы ASQ-3, которая включала оценку коммуникативных способностей ребенка, крупной и мелкой моторики, преодоления препятствий и личностно-социальных навыков. Сумма баллов по пяти критериям показывала общий уровень развития нервной системы. Оценка ASQ-3 в три месяца коррелировала с оценкой ASQ-3 в шесть месяцев (p < 0,001), что указывает на относительную стабильность этого показателя.
Общий балл ASQ-3 в шесть месяцев был значительно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной группе: средняя разница составила 24,87 балла (р = 0,014). Аналогичная зависимость отмечалась и в три месяца и при оценке отдельных критериев нервно-психического развития. Оценка не изменилась и после корректировки на гестационный возраст при рождении, возраст и уровень образования матери, доход семьи, режим вскармливания, пол и вес ребенка.
Кроме того, ученые оценивали состояние кишечного микробиома младенцев с помощью секвенирования рРНК в кале на 3, 7, 30 и 42 дни жизни. В обеих группах ученые отметили постепенное изменение микробиома. Однако первичный анализ показал, что в микробиоме детей из экспериментальной группы значительно больше вагинальных бактерий матери, чем у детей из контрольной группы на 30 (р = 0,008) и 42 (р = 0,026) дни.
К 42 дню более высокая доля зрелой микробиоты наблюдалась в кале детей из экспериментальной группы (р = 0,009), качественный и количественный состав их микробиома походил на состав микробиома детей, рожденных естественным путем. Кроме того, изучение метаболома кала показало, что у детей из экспериментальной группы больше метаболитов жизнедеятельности кишечных бактерий, которые связаны с лучшим развитием нервной системы.
Это исследование показывает, что перенос вагинальной микробиоты детям после кесарева сечения улучшает долгосрочные исходы в отношении развития нервной системы. При этом такой перенос, по-видимому, безопасен: ученые не зафиксировали серьезных нежелательных явлений в ходе исследования.
Впрочем врачи пробуют наладить кишечный микробиом детям, рожденным с помощью кесарева сечения, и по-другому. Мы уже рассказывали, что для этого они проводят трансплантацию фекальной микробиоты: в сцеженное молоко добавляют раствор с разбавленным калом матери.
В отделении интенсивной терапии
Дайана Андерсон (Diana Anderson) из Бостонского университета с коллегами провела ретроспективное одноцентровое исследование и выяснила, что послеоперационный делирий в отделении интенсивной терапии развивается значительно чаще у пациентов, госпитализированных в палату с окнами. В анализ вошли электронные медицинские карты всех 3527 хирургических пациентов отделения интенсивной терапии Массачусетской больницы общей практики с января 2020 по август 2023 года. 37 процентов из них проводили послеоперационный период в палатах без окон. Результаты опубликованы в журнале Critical Care Medicine.