Кесарево сечение не лишило младенцев материнских бактерий

Большую часть микробиоты дети получили из грудного молока

Команда ученых из Нидерландов проанализировала состав и связь материнской и детской микробиоты, чтобы выяснить как на развитие бактериальных сообществ детей влияет способ рождения. В исследовании поучаствовало 120 пар мать-младенец, у которых исследователи взяли образцы бактерий с разных участков тела. Выяснилось, что дети, рожденные с помощью кесарева сечения, получают меньше вагинальных и фекальных бактерий от матери, но больше — бактерий из грудного молока. Результаты опубликованы в Cell Host & Microbe.

Во время естественных родов ребенок проходит через родовые пути, и его организм заселяют материнские бактерии из влагалища. Еще часть бактерий он получает при контакте с матерью, другими людьми и окружающей средой сразу после родов — так формируется микробиота, крайне важная для работы иммунитета и здоровья. Кесарево сечение не дает ребенку получить часть нужных бактерий в самом начале, и это влияет на состав его кишечной микробиоты по крайней мере в первый месяц жизни. Так, при кесареве сечении и одновременном использовании матерью антибиотиков во время родов, нарушается передача связанных со здоровьем кишечных бактерий — Bifidobacterium и Bacteroides.

Но бактерии заселяют не только кишечник, поэтому важно оценивать передачу бактерий между разными нишами (кишечник, влагалище, носоглотка, кожа и так далее) матери и ребенка. Ученые из университетского медицинского центра Утрехта под руководством Ваутера де Стенхёйсен Питерса (Wouter de Steenhuijsen Piters) изучили бактериальные сообщества младенцев, рожденных естественным способом и с помощью кесарева сечения, чтобы сравнить их состав с материнской микробиотой. В исследовании поучаствовали 120 женщин из Голландии и их новорожденные дети. У младенцев авторы собрали образцы микробиоты кожи, носоглотки, слюны и кишечника спустя два часа после рождения, через сутки, неделю, две недели и через месяц. У матерей взяли образцы бактерий влагалища, кожи, носа и зева, кишечника и грудного молока.

Для анализа исследователи секвенировали 16S-рибосомную РНК всех образцов. Разнообразие кишечной микробиоты в течение первого месяца жизни детей увеличивалось. Для детской микробиоты носоглотки, слюны и кожи был характерен немного другой сценарий: сначала ее разнообразие было высоким, затем следовал быстрый отбор (в течение первых нескольких дней жизни), а затем разнообразие снова росло. Однако состав материнских бактерий из всех ниш все равно был богаче в любой момент времени — это значит, что микробное разнообразие продолжает увеличиваться с возрастом.

Исследователи обнаружили, что со временем микробиота разных участков организма становится все более дифференцированной: объясненная дисперсия Rмежду микробиотой отдельного участка тела и общим составом микробиоты увеличилась с 11 до 32,9 процентов в течение первого месяца жизни. У матерей этот показатель составил 39,1 процент.

Сходство материнской и детской микробиоты со временем уменьшалось. Когда детям исполнился месяц, наиболее схожими с материнскими оставались кожные микробные сообщества (R2 = 14,9 процентов), а наименее — сообщества носоглотки (R2 =29,7 процентов).

В среднем около 58,5 процентов микробиоты дети унаследовали от матери — причем независимо от способа рождения. Но то, какой вклад различные материнские микробные сообщества внесли в микробиоту детей, зависело от способов родов и вскармливания. В день родов ученые наблюдали значительно больший вклад вагинальной микробиоты в микробиоту носоглотки у младенцев, рожденных естественным путем, по сравнению с младенцами, родившимися с помощью кесарева сечения (в среднем 29,9 процентов против 11,3 процентов). Например, рожденным с помощью кесарева недоставало лактобактерий (Lactobacillus spp.).

У детей, родившихся с помощью кесарева сечения, было меньше фекальных бактерий от матери (4,5 процента против 16,6 процентов на первой неделе жизни), но зато — больше бактерий из грудного молока (32 процента против 11,2 процентов на второй неделе жизни). Ученые предположили, что это такой компенсаторный механизм: недостаток посева фекальной микробиоты во время кесарева сечения возмещается большим посевом бактерий из грудного молока.

Кожная микробиота детей на грудном вскармливании содержала больше материнских бактерий кожи, чем из других ниш. У детей, которых не кормили грудью, исследователи обнаружили более высокий вклад микробиоты носоглотки матери в микробиоту кожи и слюны. Возможно, это тоже компенсация.

Также исследователи выяснили, что бактерии рода Bifidobacterium, вместе с родами Collinsella, Ruminococcus и Veillonella spp. необходимы для устойчивой колонизации бактериями рода Bacteroides младенцев, рожденных естественным путем. У детей, которые родились с помощью кесарева сечения, Bacteroides исчезают на второй неделе жизни, видимо, из-за недостатка других поддерживающих бактерий.

Таким образом, заключают ученые, бактерии передаются от матери ребенку разными путями, и воздействие конкретного сообщества может зависеть от наличия или отсутствия других путей передачи. Так, грудное вскармливание может быть особенно важно для детей, родившихся путем кесарева сечения.

В будущем команда хочет больше узнать о том, откуда именно берутся остальная часть микробиоты младенцев, и как развитие микробиоты влияет на здоровье в долгосрочной перспективе.

Кесарево сечение приводит и к тому, что организм ребенка заселяет больше патогенных бактерий. Однако спустя месяц состав микробиоты стабилизируется.

Ингибитор гепараназы защитил мышей от диабетического поражения глаз и почек