Компания Tesla представила электрический кроссовер Model Y. Он будет поставляться в версиях с двумя и тремя рядами сидений, а также с аккумуляторами, обеспечивающими запас хода от 370 до 482 километров. Старшая версия автомобиля сможет разгоняться до 60 миль в час (96,6 километров в час) за 3,5 секунды. Поставки автомобилей начнутся в 2020 году по цене от 47 тысяч долларов, а в 2021 году будет выпущена версия со стоимостью 39 тысяч, сообщает The Verge.
Tesla известна как один из лидеров рынка электромобилей. К примеру, седан Model 3 в 2018 году стал самым продаваемым электромобилем в мире. Отчасти такая популярность связана с тем, что в отличии от премиальных моделей S и X, Model 3 стала самым дешевым автомобилем компании со стоимостью 35 тысяч долларов. По аналогии с разработкой более дешевой версии седана Model S компания решила создать кроссовер, более доступный, чем Model X. Tesla заявляет, что за основу Model Y ее инженеры взяли платформу седана Model 3, с которым у нового автомобиля совпадает примерно 75 процентов узлов. Тем не менее, у автомобилей есть заметные различия. К примеру, с 2021 года будет доступны версии Model Y с третьим рядом сидений.
Автомобиль будет поставляться в четырех основных комплектациях, отличающихся прежде всего запасом хода и скоростными характеристиками. Младшая версия получит аккумулятор, обеспечивающий запас хода 370 километров по циклу EPA, а остальные более емкий аккумулятор, который в случае заднеприводной модификаций позволит автомобилю проехать 482 километра на одном заряде, а полноприводные модификации с двумя моторами смогут проехать на одном заряде до 450 километров. Кроме того, комплектации отличаются моторами и скоростными характеристиками. Стандартная версия Model Y будет разгоняться до 60 миль в час (96,6 километров в час) за 5,9 секунды, а старшая версия за 3,5 секунды.
Во всех комплектациях будет присутствовать панорамная крыша, а также монитор с интерфейсом управления. Автомобили будут оснащаться камерами, охватывающими все пространство вокруг автомобиля, а также радарами и ультразвуковыми датчиками. Эти датчики необходимы автомобилю для работы с системой адаптивного круиз-контроля Autopilot. Также компания утверждает, что автомобили технически готовы к применению новой версии системы, которая позволит автомобилям быть полностью беспилотными в условиях города или автомагистрали. Глава Tesla Илон Маск утверждает, что к концу 2020 года автомобили будут технически (без учета юридических аспектов) готовы к тому, чтобы водитель спал за рулем во время поездки. Судя по описанию, такая система соответствует беспилотному автомобилю четвертого уровня автономности по классификации SAE, но до сих пор серийных автомобилей с такой автономностью не выпускалось.
Кроссовер Model Y доступен для предзаказа, а его поставки начнутся в 2020 году по цене от 47 тысяч долларов за версию с увеличенным запасом хода до 60 тысяч за старшую версию. Младшая версия по цене 39 тысяч долларов будет доступна с 2021 года.
Другие производители автомобилей в последние годы также стали представлять свои электрокроссоверы. К примеру, в прошлом году такие автомобили представили Porsche и Jaguar. Электрокроссовер Jaguar I-Pace не будет иметь беспилотных функций, аналогичных Tesla Autopilot, но его превратит в беспилотник компания Waymo, которая собирается использовать эту модель в своем сервисе такси.
Григорий Копиев
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».