Первый обнаруженный «Кеплером» кандидат в экзопланеты подтвержден восемь лет спустя

Первый кандидат в экзопланеты телескопа «Кеплер», прекратившего работу в октябре прошлого года, спустя почти восемь лет после открытия получил подтверждение. Причиной столь долгих разбирательств стала ошибка в определении параметров звезды, вокруг которой обращается экзопланета. Препринт статьи, публикуемой в журнале The Astronomical Journal, выложен в открытый доступ.

Космический телескоп «Кеплер» был запущен в 2009 году, его основной задачей был поиск экзопланет методом транзитной фотометрии. За первые три года работы аппарат обнаружил более трех с половиной тысяч кандидатов в экзопланеты, причем большинство из них были небольшими планетами, превосходящими Землю по размеру менее чем в три раза. В 2013 году из-за поломки гироскопа работа «Кеплера» была прекращена, однако затем инженерам удалось восстановить ориентацию телескопа, используя солнечное излучение, и в 2014 году началась новая миссия К2. В марте 2018 года команда миссии сообщила, что запасы топлива на борту телескопа подходят к концу. Без топлива обсерватория не сможет корректировать свою ориентацию в пространстве. 29 августа «Кеплер» начал свою 19-ю наблюдательную кампанию, однако 30 октября NASA приняло решение официально прекратить работу обсерватории из-за частых поломок и иссякших запасов топлива.

Объект KOI 4.01 был первым кандидатом в экзопланеты, открытым телескопом после запуска (цифра 4 в обозначении появилась из-за того, что три экзопланеты в поле зрения «Кеплера» были открыты на основе наземных наблюдений). На момент обнаружения предполагалось, что KOI 4.01 обращается вокруг звезды главной последовательности, радиус которой составляет 1,1 радиуса Солнца, и представляет собой экзопланету размером с Нептун. Однако затем KOI 4.01 была перемещена в категорию ложной цели, после чего неоднократно то включалась в новые редакции каталога объектов, открытых «Кеплером», то исключалась оттуда.

В новой работе группа астрономов во главе с Эшли Чонтос (Ashley Chontos) вновь проанализировала данные «Кеплера» и наземных телескопов, наблюдавших KOI 4.01, используя методы астеросейсмологии и лучевых скоростей. Оказалось, что более ранние оценки размера звезды-хозяина неверны — на самом деле Kepler-1658 представляет собой массивный субгигант с радиусом около 2,89 радиусов Солнца и массой около 1,45 масс Солнца, вокруг которой обращается экзопланета Kepler-1658b, типа горячий Юпитер, с массой 5,73 масс Юпитера и радиусом 1,07 радиуса Юпитера. Период обращения экзопланеты вокруг звезды составляет 3,85 дня, а ее орбита имеет умеренный эксцентриситет и пролегает в ≈ 0,05 астрономической единицы от звезды, что делает Kepler-1658b одной из самых близких к звезде известных на сегодняшний день экзопланет. Благодаря этому Kepler-1658b теперь является идеальной целью, чтобы получить ограничения на теории роли приливных сил на формирование и миграцию планет у эволюционирующих звезд.

После завершения миссии «Кеплера» искать экзопланеты остался космический телескоп TESS. Он был запущен в космос в апреле прошлого года, а через месяц после запуска прислал первый тестовый снимок. Кроме того, на начало 2019 года запланирован запуск в космос нового телескопа CHEOPS, созданного Европейским космическим агентством.

О научных итогах девятилетней работы телескопа «Кеплер» читайте в нашем материале «Наследие «Звездного вестника».

Первый галактический источник быстрых радиовсплесков 13 дней побыл радиопульсаром