Зонд «Хаябуса-2» коснулся астероида Рюгу и собрал образцы грунта

Японский зонд «Хаябуса-2», который с июня 2018 года исследует астероид Рюгу, успешно снизился к нему, выстрелил по поверхности танталовой пулей и собрал образцы вещества, после чего благополучно вернулся на прежнюю орбиту. Трансляция операции шла на странице миссии в YouTube.

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в конце 2014 года и предназначена для исследования астероида (162173) Рюгу. 27 июня 2018 года станция прибыла к астероиду и вышла на стабильную орбиту вокруг него. Научная программа рассчитана на полтора года и включает в себя как исследования Рюгу с орбиты, так и с его поверхности. Ранее станция высадила на поверхность Рюгу два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1 и аппарат MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout), а также определила массу и объем астероида.

Ранее были выбраны три площадки, относительно безопасные для забора грунта, дальнейшее изучение этих мест выявило наиболее пригодное место в области L08. Оно было обозначено L08-B, в нем отсутствуют крупные валуны, однако из-за небольшого диаметра площадки (всего 20 метров) было решено отложить операцию приземления на несколько месяцев. Вскоре было принято решение провести операцию касания в период с 20 по 22 февраля 2019 года, а резервной датой назначить 4 марта 2019 года. В дальнейшем было выбрана другая точка касания астероида, получившая обозначение L08-E1. На ней присутствуют валуны с размерами не более 60 сантиметров, а сама она располагается близко к маркеру-целеуказателю, который был сброшен на астероид в октябре 2018 года.

Вечером 21 февраля 2019 года станция включила двигатели и начала постепенно сближаться с астероидом со скоростью около 0,4 метра в секунду, начав с высоты 20 километров. На высоте 45 метров она начала двигаться вдоль поверхности к намеченной заранее точке посадки, включив лидар для определения точного расстояния до поверхности астероида, и переключилась с антенны с высоким коэффициентом усиления на антенну с низким коэффициентом усиления.

Перед тем, как аппарат коснулся намеченной точки раструбом пробоотборника, он выстрелил по поверхности пятиграммовой танталовой пулей, после чего собрал пыль и мелкие обломки породы, поднявшиеся вверх, при помощи поворотного устройства и поместил их в отсек для образцов. Весь процесс занял пару секунд, после чего  аппарат начал резкий подъем на рабочую 20-километровую орбиту. Успешность процесса была определена по доплеровскому сдвигу сигналов от станции во время начала набора высоты. Через семь минут после операции сбора грунта станция переключилась на антенну с высоким коэффициентом усиления и начала передачу телеметрии.

Как рассчитывают ученые, зонд собрал для доставки на Землю от 10 до 100 миллиграммов астероидного вещества, сколько именно — пока неясно, но поскольку операция прошла полностью по намеченному плану, можно надеяться, что какое-то количество образцов аппарат собрал. Именно эта часть миссии «пошла не так» во время работы предыдущего зонда «Хаябуса», который должен был привезти на Землю образцы вещества астероида Итокава, тогда из-за сбоя было собрано значительно меньше вещества, чем ожидалось.

Подробнее о миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам», а несколько деталей рельефа на астероиде недавно получили очень необычные имена.

SpaceX провела огневые испытания первой ступени для второго орбитального полета Starship