Морские змеи не захотели пить соленую воду и утолили жажду с помощью дождя

Двухцветные пеламиды — морские змеи, обитающие в Индийском и Тихом океанах, — не могут употреблять соленую воду и нуждаются в источнике пресной воды, сообщается в журнале PLoS One. Во время сухого сезона, характерного для тропического климата, они страдают от жажды и вынуждены дожидаться сильного дождя, чтобы напиться из образующихся на поверхности океана пресноводных «линз».

Двухцветные пеламиды (Hydrophis platurus) обитают в самых разных регионах планеты: они встречаются как у мыса Доброй Надежды и Новой Зеландии на юге, так и вблизи Японии на севере. Кроме того, они считаются единственными рептилиями из отряда чешуйчатых, живущими в пелагической зоне (области моря или океана, не находящейся в непосредственной близости от дна). Долгое время ученые считали, что в определенных обстоятельствах двухцветные пеламиды могут пить морскую воду, так как у них есть солевые железы, выводящие излишки хлорида натрия из организма, однако позднее выяснилось, что это не так. В новой работе биологи подтвердили, что морские змеи страдают от обезвоживания в условиях отсутствия доступа к пресной воде, а также используют дождевые «линзы» на поверхности моря для утоления жажды.

Герпетологи под руководством Харви Лиллиуайта (Harvey Lillywhite) из Университета Флориды поймали вблизи побережья Коста-Рики 99 морских змей и попытались напоить их водой в лабораторных условиях. Эксперимент проходил в мае 2017 года в начале сезона дождей. Каждый день в течение недели исследователи ловили несколько двухцветных пеламид, взвешивали их и помещали в контейнер, наполовину наполненный пресной водой. Подержав их там около 20 часов, биологи снова взвешивали змей и отпускали обратно в океан.

В итоге исследователям удалось обнаружить линейную зависимость между жаждой у двухцветных пеламид и увеличением количества осадков. Если в первые дни эксперимента, когда дожди еще не начались, пресную воду пили около 80 процентов змей, то после начала тропических ливней их число сократилось до 13 процентов. Лилливайт предполагает, что источником пресной воды для двухцветных пеламид служат так называемые «линзы», которые формируются на поверхности океана во время сильного дождя. После сухого сезона, который в Коста-Рике длится 6-7 месяцев, змеи всплывают наверх и используют тонкий слой распресненных вод для утоления жажды.

Биологи говорят о том, что в будущем изменение климата, вероятно, увеличит масштабы и интенсивность засухи в тропиках, что может привести к изменению ареалов обитания некоторых животных. Изучая двухцветных пеламид, ученые смогут лучше понять, как отсутствие осадков повлияет на морские виды, которые зависят от пресной воды.

Сегодня изменение климата уже спровоцировало массовую миграцию криля и позволило тепловодным афалинам достигнуть берегов Канады. Кроме того, оно повлияло на размер жуков в Британской Колумбии и пристрастие медведей-кадьяков к ягодам.

Искусственные клетки с минимальным геномом быстро адаптировались в процессе эволюции