Телескоп TESS открыл свою третью планету

Космический «охотник за экзопланетами» TESS открыл свою третью планету. Ей оказался суб-Нептун HD21749b, обращающийся вокруг оранжевого карлика на расстоянии 53 световых лет от Солнца. Кроме того, есть данные, указывающие на то, что у звезды может быть еще одна планета, однако пока это не подтверждено. Препринт работы доступен на портале ArXiv.org.

Космический телескоп TESS позиционируется как частичная замена телескопа «Кеплер», который практически полностью выработал свой ресурс. TESS был запущен в космос в апреле 2018 года и предназначен для поиска экзопланет методом транзитной фотометрии — он отслеживает изменение блеска звезды во время прохождения планеты по ее диску. Основные цели телескопа — яркие звезды и их системы, удаленные от Земли на расстояние от 30 до 300 световых лет. Кандидаты в экзопланеты станут целями других обсерваторий, как наземных, так и орбитальных (например космического телескопа «Джеймс Уэбб»), которые займутся детальным изучением объектов.

TESS оснащен четырьмя телескопами с матрицами разрешением 16,8 мегапикселей, каждый из которых имеет поле зрения 24 на 24 градуса. Раз в 27 дней телескоп меняет зону наблюдения и за два года основной миссии создаст карту, покрывающую 85 процентов всей небесной сферы.В мае TESS прислал на Землю свой первый снимок, но официально приступил к работе только в конце июля. В начале августа телескоп при помощи всех своих четырех камер получил первый научный снимок, следя в течение 30 минут за участком неба в южном полушарии, а вскоре открыл свою первую экзопланету.

В новой работе группа астрономов во главе с Дианой Драгомир (Diana Dragomir) сообщает об открытии новой экзопланеты HD21749b, которое было сделано при анализе данных, собранных телескопом в период с 25 июля по 14 октября 2018 года и в дальнейшем получило подтверждение на основании данных, полученных приёмниками эшелле-спектрографа HARPS на телескопе в Ла-Силья и Planet Finder Spectrograph на одном из Магеллановых телескопов.

HD21749b находится в системе яркого оранжевого карлика, расположенного на расстоянии около 53 световых лет от Земли в созвездии Сетки. Она имеет самый длинный орбитальный период из трех планет, открытых до сих пор телескопом, который составляет 36 дней. Оценка массы для экзопланеты составляет около 23,2 массы Земли, а радиуса — 2,84 радиуса Земли. Предполагается, что она относится к категории суб-Нептунов и имеет плотную атмосферу; равновесная температура планеты оценивается в 423 Кельвина. Кроме того, есть данные, указывающие на то, что у звезды может быть еще одна экзопланета — TOI 186.02 — с массой 0,7 масс Земли и периодом обращения 7,8 дня. Это, однако, пока не подтверждено.

Ранее мы рассказывали о том, где астрономы нашли самую плотную суперземлю, почему все планеты системы TRAPPIST-1 признали землеподобными и как красный карлик с планетой-«монстром» не вписался в ожидания астрономов.

InSight оценил скорость сокращения марсианских суток