Модернизированная версия дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3 28 декабря 2018 года совершила первый полет. Как сообщает РИА Новости, испытания машины, получившей обозначение Ту-22М3М, проводятся на базе Казанского авиационного завода имени Горбунова. После завершения заводских испытаний новую машину передадут военным на государственные испытания. Если Ту-22М3М пройдет их успешно, через программу модернизации пройдут все самолеты этого типа.
Предварительный проект модернизации бомбардировщиков Ту-22М3 начали разрабатывать еще в середине 1990-х годов, а масштабные работы в этом направлении начались в середине 2010-х. Одной из основных целей модернизации является продление ресурса самолетов, принятых на вооружение Дальней авиации России в 1983 году (базовый Ту-22М2 приняли на вооружение в 1976 году). Кроме того, предположительно, после доработки всего парка самолетов этого типа им будет возвращен статус стратегических, которого они были лишены в рамках договора ОСВ-2 (подписан в 1979 году).
Первый полет Ту-22М3М продлился 37 минут. Он проходил на высоте 1500 метров. Испытания бомбардировщика признали полностью успешными. Модернизированный бомбардировщик получил новое бортовое радиоэлектронное оборудование, во многом унифицированное с бортовыми системами модернизированного бомбардировщика Ту-160М. Номенклатуру вооружений ракетоносца пополнили крылатыми ракетами Х-32 большой дальности. Кроме того, Ту-22М3М сможет нести до четырех гиперзвуковых ракет «Кинжал».
Ту-22М3М также получил систему дозаправки в воздухе. Такой системой изначально оснащались бомбардировщики Ту-22М2, однако, начиная с версии М3, эту систему решили демонтировать. Это было произведено в рамках договора ОСВ-2, чтобы лишить самолет статуса стратегического и ограничить дальность его полета. Благодаря такой модификации Ту-22М3 не вошел в зачет ядерных сил по договору о сокращении наступательных вооружений СНВ-1, а позднее и СНВ-3.
Выкатка первого модернизированного бомбардировщика-ракетоносца состоялась в середине августа 2018 года. Согласно действующим планам, все испытания доработанного самолета должны завершиться до конца 2019 года. Первые 30 Ту-22М3М Дальняя авиация России должна получить до конца 2020 года.
Ранее Казанский авиационный завод имени Горбунова возобновил производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160, известных также как «Белые лебеди». Сейчас на предприятия собираются полностью новые самолеты; для их строительства детали из советского задела не используются. По итогам испытаний этих бомбардировщиков военные будут принимать решение о начале серийного производства машин. Новые самолеты на первом этапе будут выпускаться в модернизированной версии Ту-160М.
Василий Сычёв
Американские компании Raytheon Technologies и Northrop Grumman показали, что оператор в одиночку может контролировать рой из более ста беспилотных систем. Как пишет C4ISRNET, разработка Raytheon позволила контролировать 130 настоящих дронов и 30 имитируемых, а Northrop — рой из 174 платформ.