Во время одиночной игры вниманию маленьких детей предшествуют значительные колебания в активности мозга, которые не наблюдаются при совместной игре с родителями. Это выяснили британские психологи, которые провели ЭЭГ-эксперимент с участием годовалых детей и их матерей. Ученые также показали, что совместная игра повышает внимательность детей за счет повышения активности мозга, связанной с вниманием, у их родителей. Статья опубликована в PLoS Biology.
Первые годы своей жизни дети проводят под постоянным контролем родителей: познают мир и учатся взаимодействовать с ним под их чутким руководством. То же самое касается процессов памяти и внимания; играя вместе с детьми, родители учат их обращать внимание на определенные вещи и выстраивать причинно-следственные связи.
Процесс обучения в раннем возрасте часто исследуют при помощи электроэнцефалографии; тем не менее, очень мало исследований посвящено тому, как активность мозга в процессе обучения регулируется присутствием взрослого в общем и активностью его мозга в частности. В новой работе ученые под руководством Сэма Васса (Sam Wass) из Университета Восточного Лондона провели ЭЭГ-эксперимент с участием 20 пар мать-ребенок (возрастом до года). Участников попросили поиграть с игрушками: либо вместе, либо порознь (во время игры по отдельности ребенок и его мать были разделены перегородкой). В качестве двух основных переменных для анализа ученые выбрали распределение внимания участников (время, когда ребенок или его мать смотрели на объект или не смотрят на него) и связанную с ним активность мозга, а точнее — корреляцию между колебаниями в активности мозга и распределением внимания на предмет: другими словами, как изменения одного показателя предшествовали другому или следовали за ним.
Ученые выяснили, что у детей наибольшая корреляция между активностью мозга и вниманием наблюдается за 1500 миллисекунд до того, как они обратят внимание на игрушку. Активность наблюдалась в тета-диапазоне (от 4 до 8 Герц): такой ритм характерен для процесса удержания внимания, а также формирования воспоминаний в эпизодической памяти. Во время совместной игры с родителем корреляция между активностью мозга и распределением внимания наблюдалась через 3000 миллисекунд после начала взаимодействия с игрушкой.
На основании этого ученые пришли к выводу, что самостоятельная игра повышает нейронный контроль внимания детей при взаимодействии с игрушкой, а вовлеченность родителя, напротив, может отвлекать ребенка. Несмотря на это, дети обращали больше внимания на игрушки во время игры с родителями. Ученые выяснили, что так может происходить из-за того, что активность мозга матерей откликается на изменения в распределении внимания их детей: наибольшие колебания наблюдаются в промежутке от 0 до 1000 и 1000 до 2000 миллисекунд после того, как ребенок обратит внимание на игрушку.
Несмотря на то, что внутренний контроль внимания, определяемый активностью мозга, был ниже при совместной игре, дети обращали больше внимания на предметы, если играли вместе с матерями. Авторы работы полагают, что так происходит из-за того, что совместная игра повышает внимание матерей к тому, что делает ребенок (что отражается на активности их мозга), а повышенное внимание матерей, в свою очередь, приводит к тому, что более внимательным становится и сам ребенок.
Активность мозга изучается и в процессе другой совместной деятельности. Например, в нашей заметке вы можете прочитать о том, как мозговая деятельность двух людей синхронизируется во время разговора.
Елизавета Ивтушок
Упрощенные договоры они оценили выше и запомнили лучше
Исследователи из США предложили юристам почитать договоры двух типов: написанные на профессиональном юридическом жаргоне и на простом английском. Как и неспециалисты, юристы предпочли упрощенные документы стандартным: они сочли их более понятными для себя и других и решили, что клиент с большей вероятностью подпишет именно такой договор. Результаты опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.