Немецкие ученые выяснили, что дети могут распознать языковую рекурсию (соединить вместе части главного предложения, разделенного придаточным) еще до того, как научатся говорить — в возрасте пяти месяцев. Для этого исследователи с помощью ЭЭГ измерили активность головного мозга младенцев при обработке звуков, которые либо соответствовали правильно построенным фразам с вложенными конструкциями, либо нарушали это правило. Измерение вызванных потенциалов головного мозга показало, что дети могут распознать нарушенную конструкцию. Статья опубликована в Science Advances.
Для грамматики каждого человеческого языка характерна возможность порождения вложенных (придаточных) предложений и конструкций. Более того, вкладывать такие конструкции можно бесконечно, получая рекурсивные клаузы. Показательный пример такой клаузы — английское народное стихотворение «Дом, который построил Джек» (здесь — в переводе Самуила Маршака):
Понимание таких конструкций (тот, кто владеет языком, может легко разобрать, кто пугает синицу, а кто — ворует пшеницу) — один из доводов в пользу врожденности языковых способностей человека, которую часто пропагандируют сторонники порождающей грамматики. Считается, во-первых, что способностью производить и понимать такие коммуникационные конструкции могут только люди (причем вне зависимости от возраста, о чем и говорит врожденность), и, во-вторых, присутствуют они в каждом языке, то есть являются лингвистической универсалией. Последний довод может быть оспорен только одним фактом существования языка пираха (наличие рекурсии в нем до сих пор оспаривается); первый же довод — о том, что создание таких конструкций присуще человеку как виду, а не как социальному индивиду, развитому под воздействием языка и социума — нуждается в дополнительных доказательствах, а именно — в поиске такой способности у не умеющих говорить младенцев.
Заняться этим решили ученые из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества Макса Планка под руководством Клаудии Маннел (Claudia Männel). Они провели два эксперимента с участием пятимесячных младенцев без неврологических заболеваний и проблем со слухом: все они были рождены в семьях, говорящих на немецком языке. Так как в пять месяцев ребенок еще не умеет говорить и оценить его понимание языковых конструкций очень сложно, ученые использовали электроэнцефалографию (ЭЭГ) в качестве основного метода получения данных.
Вместо предложений, состоящих из слов, исследователи использовали звуки определенной частоты: таким образом им удалось исключить когнитивные затраты, которые младенец может использовать в попытках понять сказанное. Каждая звуковая комбинация по частоте соответствовала какому-либо предложению с вложенной конструкцией. К примеру, в предложении «Мальчик, [за которым гналась девочка], пнул мяч» две клаузы: «девочка гналась» (вставная — придаточное предложение) и «мальчик пнул мяч» (главная). Несмотря на то, что вставная клауза разделяет главную, носитель языка все равно понимает, какому субъекту принадлежит какое действие. В экспериментальном дизайне ученые представили каждый объект в клаузе в виде определенного звука, при этом связанные объекты конструкции проигрывались на одинаковой частоте. В эксперимент также включили нарушенные конструкции — такие, в которых частота связанных в клаузу вставных объектов не соответствует друг другу.
В первом эксперименте поучаствовали 38 младенцев, которым включали звуковые «предложения» с одной вставной конструкцией, разделенной одним коротким звуком частотой 1500 Герц (всего пять звуков). Во втором эксперименте задание было сложнее: другим 38 младенцам необходимо было прослушать звуковые «предложения» с двумя вставными конструкциями.
Для того, чтобы выяснить, существует ли разница в обработке валидных рекурсивных конструкций и нарушенных, ученые измерили негативность рассогласования (разновидность вызванных потенциалов головного мозга, при которых электрическая активность нейронов головного мозга реагирует на девиантный, то есть отклоняющийся, стимул) при обработке детьми двух последних звуков: именно они были связаны с объектами в предыдущих конструкциях, и именно в них включили нарушения. Негативность рассогласования наблюдалась у младенцев в том случае, если правило рекурсии было нарушено: то есть если звук не соответствовал связанному с ним объекту клаузы.
По мнению ученых, такой результат указывает на то, что дети в действительности могут распознать рекурсивные конструкции уже в самом раннем возрасте — даже до полного развития у них способности к воспроизводству и понимаю речи. Следует уточнить, что выбранный экспериментальный дизайн (звуки вместо слов) был выбран для того, чтобы исключить дополнительную обработку языковых стимулов. При этом выбор звуков вместо слов остается валидным: ученым было важно показать, что обработка рекурсии не зависит от развития языковых способностей.
Пока что такой результат говорит о том, что рекурсия действительно имеет право называться лингвистической универсалию и способность к ее пониманию, возможно, является если не врожденной, то развивается в самом раннем возрасте. В будущем для дальнейшего обсуждения темы ученые планируют провести похожий эксперимент с участием обезьян.
Стоит отметить, что сложные языковые способности развиваются у детей задолго до того, как они учатся использовать их для производства речи. В прошлом году ученые, к примеру, выяснили, что уже в возрасте полугода младенцы могут распознать семантические связи между предметами.
Елизавета Ивтушок
Один из десяти стенографических документов Чарльза Диккенса, которые до сих пор не удавалось расшифровать, впервые прочитали более чем наполовину. В дешифровке рукописей писателя ученым помогли добровольцы со всего мира — исследователи пообещали 300 фунтов стерлингов тому, кто продвинется дальше всего. The Guardian сообщает, что победителем стал американец Шейн Бэггс, который никогда раньше не читал произведений Диккенса, но расшифровал больше всего символов.