Мексиканский пассажирский самолет Boeing 737-800, выполнявший рейс 773 из Гвадалахары в Тихуану при посадке столкнулся с неопределенным объектом, который серьезно повредил головной радиопрозрачный обтекатель лайнера. Как сообщает Bloomberg, специалисты мексиканской транспортной компании Grupo Aeromexico SAB, которой принадлежит самолет, начали расследование происшествия. Предполагается, что самолет столкнулся в воздухе с дроном.
Количество любительских и профессиональных дронов в мире постоянно увеличивается. При этом их владельцы не всегда соблюдают правила безопасности, выполняя полеты аппаратов в закрытых зонах, включая аэропорты. В результате беспилотники начинают представлять серьезную угрозу безопасности полетов. Так, в конце сентября прошлого года в США был зарегистрирован первый в мире случай столкновения любительского дрона с вертолетом. Многоцелевой вертолет UH-60M Black Hawk столкнулся с дроном во время патрульного полета над Нью-Йорком, после чего совершил аварийную посадку в ближайшем аэропорту.
Позднее пассажирский самолет Beechcraft King Air 100 канадской авиакомпании Skyjet при подлете к аэропорту Квебека столкнулся с любительским дроном. Это первый в мире официально зарегистрированный случай столкновения дрона с пассажирским самолетом. На борту King Air 100 в момент столкновения находились восемь пассажиров (самолет вмещает девять человек) и два пилота. Самолет благополучно приземлился в аэропорту. О том, какую опасность могут представлять дроны для гражданской авиации, читайте в нашем материале «Дрон навылет».
Инцидент с пассажирским лайнером Boeing 737-800 мексиканской Grupo Aeromexico SAB произошел 12 декабря 2018 года. Специалисты уже прослушали запись с бортового самописца самолета, на которой пилоты самолета сперва быстро обменялись мнениями о громком звуке удара, а затем попросили диспетчера в аэропорту посмотреть, поврежден ли головной обтекатель лайнера. По заявлению транспортной компании, самолет благополучно совершил посадку; ни летчики, ни пассажиры не пострадали.
Следственная группа в настоящее время рассматривает несколько вариантов произошедшего, включая и столкновение с птицей. Версия столкновения с дроном также рассматривается специалистами. Другие подробности пока не раскрываются.
В настоящее время несколько компаний по всему миру проводят масштабные исследования, по итогам которых планируется определить, насколько дроны могут быть опасны для различных классов летательных аппаратов. В целом пока считается, что столкновение дрона с вертолетом или самолетом, разработанным с защитой от столкновения с птицами, катастрофой вероятнее всего не закончится, хотя пассажирский летательный аппарат и получит заметные повреждения.
Василий Сычёв
А также протестировали сбор данных телеметрии
Американская компания Stratolaunch провела успешный тестовый сброс прототипа гиперзвукового планера Talon-A c крыла двухфюзеляжного самолета-носителя. В ходе полета также был отработан сбор телеметрических данных в преддверии первого гиперзвукового испытания. Калифорнийская компания Stratolaunch знаменита своим самолетом Scaled Composites Model 351, который также называют Stratolaunch Roc, в честь мифической птицы Рух. Самолет, совершивший первый полет в 2019 году, имеет два фюзеляжа и шесть двигателей. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Изначально предполагалось, что он выступит в качестве стартовой платформы для воздушного запуска орбитальных ракет Pegasus X, а также ракет собственной разработки компании Stratolaunch. Однако после смерти своего основателя Пола Аллена компания сменила концепцию, полностью отказавшись от орбитальных запусков и сконцентрировавшись на разработке исследовательского гиперзвукового планера. Проект планера названием Talon-A был впервые представлен в 2021 году. Его масса составляет 2,7 тонны. Длина равна 8,5 метрам, а размах крыла — 3,4 метрам. Ракетный двигатель в хвостовой части должен разгонять аппарат до шести Махов. Однако первый прототип с индексом TA-0 не имеет двигателя на борту и предназначен для испытаний крепления к самолету и тестовых сбросов с высоты. Первый полет Roc с прототипом TA-0, присоединенным к пилону под центральной секцией крыла, состоялся в октябре 2022 года. 13 мая 2023 года в ходе длившегося 4 часа 8 минут одиннадцатого полета Stratolaunch Roc впервые произвел тестовый сброс планера TA-0. Испытание прошло успешно и подтвердило возможность безопасного отделения гиперзвукового аппарата от воздушной стартовой платформы. Во время полета, проходившего над базой Ванденберг, также был протестирован сбор данных телеметрии перед предстоящим первым гиперзвуковым полетом. Теперь компания будет готовиться к первому испытательному гиперзвуковому полету второго прототипа с индексом TA-1, который планируется провести во второй половине лета 2023 года. Ранее мы рассказывали про успешные посадочные испытания прототипа возвращаемой крылатой ступени многоразовой индийской ракеты RLV-TD.