Командование ВВС США допустила к полетам единственного отстраненного от пилотирования истребителей F-35 Lightning II летчика. Как пишет Aviation Week, капитан Кейтлин Клагстон, отстраненная от пилотирования F-35 больше года назад вернулась к полетам на этом самолете в мае текущего года, однако известно стало об этом только сейчас. Клагстон не допускали до управления истребителем из-за небольшой массы тела, которая не соответствовала минимальной границе безопасного катапультирования на кресле US16E для F-35.
Кресло US16E, разработанное британской компанией Martin-Baker, должно обеспечивать нормальное катапультирование пилотов с массой тела от 46,7 до 111,1 килограмма. Кресло F-35 оснащено двумя ракетными стартовыми движками, выбрасывающими его вместе с летчиком как можно дальше от самолета. Парашют может раскрываться вручную или автоматически. Кресло Martin-Baker позволяет покинуть истребитель на высоте от нуля до 15,25 тысячи метров и на скорости до 1,1 тысячи километров в час.
В октябре 2015 года стало известно, что в конструкции кресла были найдены несколько недостатков, делающих опасным для жизни катапультирование летчиков с массой тела менее 61 килограмма. Тогда же Пентагон ввел запрет на полеты на истребителях F-35 летчиков с массой тела менее 61 килограмма. Под него и попала Клагстон. С тех пор запрет несколько раз меняли, в частности, временно разрешая полеты летчиков с массой тела менее 61 килограмма, но с серьезными ограничениями по скорости и перегрузкам.
Постоянный запрет на полеты был введен в начале 2017 года. Командование ВВС США тогда объявило, что запрет будет снят после установки на самолеты доработанных катапультных кресел US16E. С тех пор Клагстон допускали только к управлению F-35 на наземном тренажере. Доработанная версия US16E была представлена в начале прошлого года и с тех пор проходила испытания. Установка доработанных катапультных кресел на истребители F-35 началась в январе 2018 года.
В апреле прошлого года компания Lockheed Martin объявила о доработке шлема летчика F-35 в начале прошлого года, уменьшив его массу на 170 граммов до 2,1 килограмма. Предыдущая версия шлема также считалась потенциально опасной для здоровья и жизни летчиков, поскольку при резком катапультировании она могла увеличивать нагрузку на позвоночник.
Василий Сычёв