Британская компания Martin-Baker завершила доработку и испытания катапультного кресла US16E для американского истребителя F-35 Lightning II. Как пишет Aviation Week, в первую очередь компания доработала алгоритм управления системами катапультирования, изменив время время и последовательность срабатывания ракетных зарядов, выталкивающих кресло.
В августе 2015 года выяснилось, что катапультное кресло летчика и шлем во всех версиях истребителей F-35 представляют потенциальную угрозу здоровью или даже жизни пилотов. При катапультировании на малой скорости летчики с массой тела меньше 61 килограмма могут получать повреждения шейного отдела позвоночника.
По итогам испытаний специалисты пришли к выводу, что шлем летчика имеет довольно большую массу, а выталкивающие системы кресла катапультируют его с большим ускорением. В результате ускорение для летчика с небольшой массой тела ускорение получается чрезмерным из-за чего под тяжелым шлемом голова слишком сильно запрокидывается, и позвоночник может получить повреждения.
Американская компания Lockheed Martin доработала шлем летчика F-35 в начале прошлого года, уменьшив его массу на 170 граммов до 2,1 килограмма. Снижение массы тела привело к смещению центровки катапультного кресла из-за чего компании Martin-Baker пришлось дорабатывать алгоритм катапультирования.
Кроме того, британская компания установила на кресле US16E переключатель, изменяющий последовательность срабатывания систем катапультирования кресла. Переключатель имеет два положения — для обычных летчиков и для пилотов с массой тела менее 68 килограммов.
К настоящему времени были проведены уже 22 испытания доработанных катапультного кресла и шлема. В ближайшее время должны начаться квалификационные испытания по итогам которых может быть принято решение об установке доработанного оборудования на американские истребители.
Кресло US16E оснащено двумя ракетными стартовыми движками, выбрасывающими его вместе с летчиком как можно дальше от самолета. Парашют может раскрываться вручную или автоматически. Кресло Martin-Baker позволяет покинуть истребитель на высоте от нуля до 15,25 тысячи метров и на скорости до 1,1 тысячи километров в час.
Для истребителей F-35 созданы два вида кресел. В палубной и обычной версиях самолета система катапультирования будет задействоваться вручную. Для кресел, которые будут устанавливаться на F-35 укороченного взлета и вертикальной посадки, активация систем катапультирования будет производиться автоматически.
Василий Сычёв
Российскому военно-морскому флоту разработают беспилотный торпедный катер. Как сообщает ТАСС, он сможет в автономном режиме обнаруживать и уничтожать субмарины в дальней морской зоне и в арктических широтах.