«Хаббл» вернулся к научной работе после трехнедельного перерыва

Космический телескоп «Хаббл», который 5 октября был переведен в безопасный режим из-за выхода из строя гироскопа в системе ориентации, удалось вернуть в рабочее состояние. Телескоп окончательно вернулся к нормальному состоянию поздно вечером в пятницу, 26 октября, а уже утром 27 октября приступил к научной работе, сообщается на сайте NASA.

«Хабблу» для нормальной работы необходимо три работающих гироскопа, которые последний раз меняли в 2009 году, — они используются для ориентация аппарата в пространстве и наведения телескопа. Строго говоря, он может работать и с одним гироскопом, но тогда для наблюдений будет доступен только ограниченный участок неба. В начале октября из-за проблем с одним из гироскопов телескоп перешл в безопасный режим и с тех пор специалисты NASA пытались восстановить его работоспособность. После нескольких неудачных попыток запуска двигателя-маховика инженерам все же удалось вернуть гироскоп к работе.

Теперь NASA окончательно подтвердило работоспособность «Хаббла» — на протяжении последней недели аппарат совершал различные тестовые маневры, а специалисты агентства изучали поведение гироскопа в разных режимах работы и выяснили, что в некоторых случаях показания датчика получаются завышенными. После устранения неисправности инженеры убедились, что гироскоп работает корректно, и предприняли дополнительные меры по предотвращению подобного сбоя в будущем.

После возвращения к работе телескоп провел первые научные наблюдения с 5 октября. Утром в субботу «Хаббл» начал наблюдать за галактикой DSF2237B-1-IR в инфракрасном диапазоне с помощью инструмента «Широкоугольная камера 3».

Вскоре после «Хаббла» также вышла из строя космическая обсерватория «Чандра», причем тоже из-за неисправного гироскопа. 10 октября телескоп перешел в безопасный режим, однако не прошло и недели, как аппарат удалось вернуть к нормальной работе.

Николай Воронцов