Небольшое пилотное исследование на восьми добровольцах показало, что микрочастицы полипропилена, полиэтилентерефталата (ПЭТ) и других пластиков можно обнаружить в человеческом стуле. Результаты исследования представили на гастроэнтерологической конференции в Вене, также о нем рассказывает пресс-служба организаторов конференции.
Микроскопические фрагменты пластика размером менее пяти миллиметров ученые уже обнаруживали в арктических льдах, медузах, в фекалиях тюленей, водопроводной воде, пыли, поваренной соли, меде, пиве и даже в комарах. Человечество производит около 400 миллионов тонн пластика в год, в переработку при этом уходит не более 20 процентов — весь остальной пластик попадает в окружающую среду, где распадается на мелкие частицы, попадающие в пищевые цепи.
Филипп Швабль (Philipp Schwabl) из медицинского университета Вены и его коллеги проанализировали образцы кала восьми участников исследования из Финляндии, Италии, Японии, Нидерландов, Польши, России, Великобритании и Австрии. Во всех образцах обнаружился микропластик — всего ученые насчитали девять видов пластика. В среднем в каждых 10 граммах кала можно было найти 20 микрочастиц размером от 50 до 500 микрометров.
«Это первое в своем роде исследование, и оно подтверждает то, о чем мы давно подозревали, — что пластик в конечном итоге добирается до человеческого кишечника. Особенно важно понять, что это означает, в частности, для пациентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Исследования на животных показали, что хотя наиболее высокая концентрация микропластика наблюдается в кишечнике, самые маленькие частицы способны попадать в кровь и лимфу и даже могут достичь печени», — сказал Швабль, чьи слова приводит пресс-служба.
Помимо исследования кала, участники эксперимента вели дневники питания, анализ которых показал, что все они ели пищу, упакованную в пластик, или пили воду из пластиковых бутылок. Шесть из восьми человек также ели морскую рыбу — в океан, по разным оценкам, попадает до пяти процентов всего пластика.
Ученые надеются, что им удастся получить финансирование на более масштабное исследование, которое, в частности, позволит оценить, какое количество пластика может оставаться в организме человека, а не покидать его с экскрементами.
Ольга Добровидова