Каждый день вместе с едой мы, предположительно, проглатываем около 100 пластмассовых волокон, сообщается в журнале Environmental Pollution. Крошечные фрагменты могут попадать в пищу вместе с бытовой пылью, в которой содержатся фрагменты обивочных материалов или синтетической одежды.
Сегодня внимание ученых-экологов все чаще привлекает проблема загрязнения окружающей среды пластиком. Несмотря на то, что его массовое производство началось всего 60 лет назад, с тех пор оно выросло в 180 раз, достигнув значения 322 миллионов тонн в 2015 году. При этом утилизация пластиковых отходов до сих пор не налажена во многих странах, частицы пластика находят не только в океане, но и в водопроводной воде, откуда он попадает в пищу.
Группа исследователей под руководством Аны Катарино (Ana I. Catarino) из Университета Хериот-Уатт заявляет, что источником загрязнения могут также послужить и бытовые предметы. Авторы исследования разместили чашки Петри с клейкими ловушками неподалеку от тарелок с едой в трех разных домах. В конце 20-минутного обеда исследователи нашли по 14 частиц пластмассы длиной от 0,2 до 2 миллиметров и шириной от 0,01 до 0,05 миллиметров в каждом сосуде, что, по их подсчетам, эквивалентно 114 фрагментам в каждой обеденной тарелке (так как их размер больше). В среднем, по заключению исследователей, человек глотает вместе с пищей около 68 тысяч волокон частиц пластмассы в год. Если же учитывать и время, которое тратится на приготовление еды (20 минут), то число возрастает до 207 тысяч.
Также исследователи сравнили, сколько пластмассовых волокон содержится в мидиях (Modiolus modiolus), выловленных в восьми разных точках в Шотландии, и в стандартной порции еды. Они обнаружили, что каждая мидия содержала около двух фрагментов отходов, что ученые связывают с влиянием среды обитания, и посчитали, что человек потребляет 123 пластмассовых частицы в год вместе с моллюсками. В странах, где мидии чаще встречаются в рационе, например во Франции или Испании, это значение может достигать 4620 единиц. Пыль, по мнению экологов, вносит заметно больший вклад: с ней в наш организм попадает от 13731 до 68415 единиц отходов в зависимости от места проживания.
В 99 процентах случаев источником бытового загрязнения служил полиэстер. Сегодня из него производят ковры, обивку мебели и одежду, например флисовые вещи.
Сегодня в коралловых рифах в Азиатско-Тихоокеаническом регионе застряло около 1,1 миллиарда кусков пластикового мусора, и это число увеличится на 40 процентов к 2025 году. Загрязнение пластиком повышает риск возникновения болезней у кораллов почти в 20 раз, также растет и вероятность обесцвечивания, которое может привести к гибели рифов.
Кристина Уласович
Ученые связали это со снижением влажности воздуха
Начиная с 2000 года эффективность фотосинтеза на планете перестала расти, хотя этого можно было ожидать на фоне роста концентрации углекислого газа в атмосфере. Растения пяти изученных биомов суши (лесов, лугов, саванн, пахотных земель и кустарников) стали поглощать больше углерода воздуха в период 1982 по 2000 годы: ученые объяснили это краткосрочным эффектом повышения концентрации углекислого газа в воздухе. В дальнейшем процесс замедлился на фоне снижения влажности воздуха, и до 2016 года его интенсивность не росла. Авторы прогнозируют, что в XXI веке роста скорости фотосинтеза ждать не приходится. Исследование опубликовано в журнале Science. Ученые под руководством Ли Фея (Fei Li) из Мичиганского университета исследовали, как менялся фотосинтез в пяти крупных биомах суши с 1982 по 2016 годы. Для этого они использовали спутниковые данные, реанализ и машинное обучение. Оказалось, что ассимиляции углерода растениями росла только до 2000 года (p< 0,001), а затем заметного увеличения уже не происходило (p=0,38). Авторы связали это с тем, что над значительными территориями в изученных биомах воздух стал засушливее, и устьица на листьях стали чаще закрываться, чтобы не допустить потери влаги (и не могли захватывать в это время углекислый газ). Они отметили, что это ставит под вопрос перспективы компенсации антропогенных выбросов парниковых газов с помощью высаживания деревьев. От редактора Исследование уже подверглось критике: Йен Прентис (Iain Colin Prentice) из Имперского колледжа Лондона заявил, что перенос результатов локальных метеорологических измерений на глобальный масштаб сопряжен с большими неопределенностями, которые в исследовании не учитывались. Кевин Гриффин (Kevin Griffin) из Колумбийского университета в Нью-Йорке отметил, что результаты исследования стоит воспринимать скорее не как прямое измерение динамики фотосинтеза, а как прогноз на будущее.