Межпланетная станция «Хаябуса-2» прислала на Землю самую детальную на сегодняшний день фотографию поверхности астероида Рюгу, сделанную во время высадки спускаемых аппаратов MINERVA-Ⅱ 1. Оказалось, что поверхностный слой Рюгу состоит из более крупных частиц, чем грунт астероида Итокава, изучавшийся миссией «Хаябуса», сообщается в пресс-релизе на сайте миссии.
Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в космос 3 декабря 2014 года и предназначена для доставки образцов грунта с околоземного астероида 162173 Ryugu, который принадлежит к астероидам класса С. Аппарат успешно прибыл к астероиду 27 июня и вышел на стабильную 20-километровую орбиту вокруг него. По плану научная программа миссии продлится полтора года, во время которых аппарат будет исследовать Рюгу с орбиты, а также в ходе подлета к нему выстрелит по поверхности устройством SCI (Small Carry-on Impactor), состоящим из медного снаряда и заряда взрывчатки, тем самым исследователи получат возможность изучить состав верхнего слоя грунта астероида, а также спустят на его поверхность спускаемые модули MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout) и MINERVA-Ⅱ 2. После взятия пробы грунта с поверхности Рюгу станция отправится обратно к Земле и сбросит капсулу с веществом астероида в декабре 2020 года. Подробнее о миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».
21 сентября 2018 года станция «Хаябуса-2» снизилась до высоты в 55 метров от поверхности Рюгу и сбросила на нее два небольших спускаемых модуля MINERVA-II 1. Модули Rover-1A и 1B имеют диаметр 18 сантиметров каждый, высоту 7 сантиметра и вес около 1,1 килограмма. Они оснащены камерами, датчиками для измерения температуры грунта, оптическими датчиками, акселерометром и гироскопом и способны перемещаться по поверхности астероида за счет прыжкового механизма. 22 сентября на Землю пришло подтверждение успешной посадки модулей, которые сейчас находятся в работоспособном состоянии и присылают новые фотографии, сделанные в ходе передвижений по поверхности Рюгу.
Во время снижения, когда до Рюгу оставалось 64 метра, орбитальный аппарат смог получить при помощи своей бортовой камеры ONC-T (Optical Navigation Camera - Telescopic) самое детальное изображение поверхности астероида, неровной и усеянной валунами различных размеров. В дальнейшем другая камера ONC-W1 получила изображение более большой области с расстояния 70 метров от поверхности астероида. Предшественник «Хаябусы-2» — миссия «Хаябуса» (или MUSES-C), работавшая в 2003-2010 годах и исследовавшая околоземный астероид S-класса (25143) Итокава, получила самый четкий снимок его поверхности с расстояния 63 метра, на котором видно, что, в отличие от Рюгу, поверхностный слой Итокавы состоит из более мелких частиц, размером от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.
«Хаябуса-2» — не первый и не последний проект по исследованию грунта малых тел Солнечной системы. В июле 2005 года исследование поверхности кометы 9P/Темпеля провел космический аппарат Deep Impact, правда, тогда забор грунта не производился, а все наблюдения велись дистанционно. В 2006 году на Землю вернулась спускаемая капсула межпланетной станции «Стардаст», которая несла в себе частицы комы кометы 81P/Вильда, заключенные в аэрогель. А в декабре этого года космический аппарат OSIRIS-REx должен достичь астероида Бенну и получить образец его грунта, который он доставит на Землю к 2023 году.
Александр Войтюк
Это заметил телескоп VLT
Астрономы при помощи телескопа VLT определили, что за отражательные свойства наблюдавшегося в 2018 году на Нептуне нового темного вихря и сопутствовавшего ему яркого пятна отвечали частицы дымки из одного и того же слоя аэрозолей. Это означает, что свойства антициклонов на планетах-гигантах сильно зависят от положения средней плоскости вихря в атмосфере планеты. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy. Вихри планетарного масштаба представляют собой обычное явление в атмосферах планет-гигантов Солнечной системы. Самый известный пример — гигантский антициклон Большое Красное Пятно на Юпитере, которое наблюдается более трехсот лет. В 1989 году зонд «Вояджер-2» обнаружил на Нептуне еще один крупный ураган, которым стал антициклон Большое Темное Пятно, его размер около десяти тысяч километров. Однако этот вихрь наблюдался всего лишь около семи месяцев, в дальнейшем в атмосфере ледяного гиганта обнаруживались и другие недолговечные темные вихри, как в его северном, так и в южном полушарии. Группа астрономов во главе с Патриком Ирвином (Patrick Irwin) из Оксфордского университета опубликовала результаты анализа данных наблюдений в октябре-ноябре 2019 года, проведенных при помощи спектрографа MUSE, установленного на наземном комплексе телескопов VLT. Наблюдения за атмосферой Нептуна велись в оптическом и ближнем инфракрасном диапазоне. Их целью был обнаруженный в 2018 году темный вихрь NDS-2018 в северном полушарии планеты. Пятно имело такой же размер, как и Большое Темное Пятно, и постепенно сместилось к экватору Нептуна, прежде чем, по-видимому, исчезло в конце 2022 года. Ученые определили, что темная окраска вихря вызвана хромофором, находящимся в слое аэрозолей при давлении более 5–7 бар, содержащим сероводород (H2S). Он, в свою очередь, может подвергаться фотолизу ультрафиолетовым излучением Солнца, поднимаясь, или же фотолиз сероводорода идет в ледяных оболочках частиц дымки, переносимых вниз из стратосферы. В результате частицы в слое становятся менее отражающими излучение с длинами волн короче 700 нанометров. Кроме того, исследователи обнаружили, недолговечное яркое пятно DBS-2019, располагавшееся на юго-западном краю вихря NDS-2018, которое связывается с тем же слоем аэрозолей при давлении в 5 бар. По мнению ученых, эта структура принципиально отличается от ранее наблюдавшихся ярких метановых облаков-спутников Большого Темного Пятна, которые располагались значительно выше в атмосфере Нептуна, при давлении 0,6–0,2 бар. Ранее мы рассказывали о том, как трехслойная модель дымки объяснила разницу в цвете Урана и Нептуна.