Астрономы выбрали места для посадки на астероид Рюгу

Международная группа ученых, входящая в команду межпланетной миссии «Хаябуса-2», выбрала десять кандидатов на роль посадочной площадки для спускаемого модуля MASCOT. Сама посадка на поверхность астероида Рюгу намечена на начало октября, сообщается в пресс-релизах (1,2) на сайтах Французского космического агентства (CNES) и Германского центра авиации и космонавтики (DLR).

Автоматическая межпланетная станция «Хаябуса-2» была запущена в космос 3 декабря 2014 года и предназначена для доставки образцов грунта с околоземного астероида 162173 Ryugu, который принадлежит к астероидам класса С. Аппарат успешно прибыл к астероиду 27 июня и вышел на стабильную 20-километровую орбиту вокруг него. В ближайшие полтора года аппарат будет исследовать Рюгу с орбиты, а также в ходе подлета к нему выстрелит по поверхности устройством SCI (Small Carry-on Impactor), состоящим из медного снаряда и заряда взрывчатки, тем самым исследователи получат возможность изучить состав верхнего слоя грунта астероида. После взятия пробы грунта с поверхности Рюгу станция отправится обратно к Земле и сбросит капсулу с веществом астероида в декабре 2020 года. Подробнее о миссии, ее задачах и инструментах можно прочитать в нашем материале «Собрать прошлое по крупицам».

Еще одной задачей миссии станет высадка нескольких спускаемых аппаратов — MASCOT (Mobile Asteroid Surface Scout) и три небольших MINERVA-II, которые будут сброшены с борта орбитального аппарата во время сближений с астероидом. Они предназначены для изучения физических и химических свойств поверхностного слоя грунта. Самым крупным из них является MASCOT, имеющий массу десять килограммов и размеры 30×30×20 сантиметров. Полезная нагрузка состоит из четырех научных инструментов: гиперспектрального микроскопа, камеры, радиометра и магнитометра. Аккумуляторная батарея должна обеспечить функционирование модуля на поверхности Рюгу в течение 12-16 часов. MASCOT может перемещаться по астероиду путем прыжков и оснащен двумя антеннами, обеспечивающими скорость передачи данных до 37 килобит в секунду.

В конце июля аппарат сближался с поверхностью Рюгу до шести километров, а в начале августа совершил спуск до минимальной высоты в 851 метр от поверхности Рюгу. Последняя операция сближения проводилась в рамках изучения гравитационного поля астероида, а также для оценки его свойств при выборе посадочной площадки для спускаемого модуля MASCOT, которая состоится уже в конце августа. Сама высадка модуля намечена на 3 октября 2018 года. 14 августа 40 ученых и инженеров из Франции, Германии и Японии встретились, чтобы провести предварительный анализ собранных данных, итогом которого стали десять кандидатов на роль места посадки модуля. Основными критериями при окончательном определении посадочной площадки будут минимизация вероятности повреждения модуля в ходе спуска и посадки, наличие на поверхности свежего (по геологическим меркам) материала, индивидуальные требования научных инструментов (например хорошая освещенность) и удаленность от мест забора грунта орбитальным аппаратом.

Ученые ожидают, что модуль сможет рассказать многое об астероиде и его особенностях, например валунах, покрывающих его поверхность. Откуда они взялись, какова их структура и состав, находятся ли они в грунте или просто лежат на поверхности? Являются ли они фрагментами недр Рюгу или обломками, возникшими при столкновении двух тел? На эти и другие вопросы MASCOT должен помочь найти ответы.

Ранее мы рассказывали о том, где в Солнечной системе обнаружен астероид-изгнанник, как астероид-иммигрант поселился на орбите Юпитера и каким образом «одеяло» из органических веществ защитило межзвездный астероид от Солнца.

Астроном показал таймлапс вращения экзопланеты вокруг Беты Живописца на протяжении 17 лет