Астрономы обнаружили первый астероид, который прилетел из межзвездного пространства в Солнечную систему и остался там. Сейчас небесное тело находится на орбите Юпитера, сообщается в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters.
В прошлом году ученые обнаружили Оумуамуа — первый межзвездный астероид, который прилетел из-за пределов нашей планетной системы. Однако он оказался лишь временным гостем — объект движется по незамкнутой гиперболической траектории со скоростью около 26 километров в секунду и скоро покинет Солнечную систему. Теперь же исследователи пришли к выводу, что 2,1-километровый астероид (514107) 2015 BZ509, также мог прилететь из внешнего космоса, но, в отличие от Оумуамуа он, вероятно, остался в Солнечной системе насовсем.
Астрономы под руководством Фати Намуни (Fathi Namouni) из Университета Лазурного берега обратили внимание на то, что, в отличие от большинства троянских астероидов Юпитера, 2015 BZ509 вращается вокруг Солнца по ретроградной орбите — то есть движется в противоположную сторону. До сих пор причина наблюдаемого явления оставалась загадкой для ученых. «Если бы 2015 BZ509 был рожден в нашей системе, он должен был бы двигаться в том же направлении, что и другие планеты и астероиды, появившиеся из первоначального облака газа и пыли», — комментирует Намуни.
Исследователи провели симуляцию, в которой определили, как менялась траектория полета 2015 BZ509 за всю историю существования Солнечной системы. Модель показала, что все 4,5 миллиарда лет небесное тело двигалось в ретроградном направлении, а значит не могло родиться в том же облаке, что Земля и другие планеты.
«Миграция астероидов из других звездных систем происходит потому что Солнце изначально сформировалось в плотном скоплении, где у каждой звезды была своя система планет и астероидов», — отмечает Хелена Морэ (Helena Morais), один из авторов работы. Изучение «межзвездного иммигранта», по мнению астрономов, поможет понять, как эволюционировала Солнечная система.
Астрономам сегодня также
о двух астероидах с гиперболическими траекториями, которые вскоре покинут окрестности Солнца. Ученые предполагают, что на гиперболическую орбиту небесные тела попали под действием гравитации Юпитера.
Кристина Уласович
Он содержит одну из наиболее активно растущих сверхмассивных черных дыр
Астрономы подтвердили идею о том, что гравитационно линзированный квазар J0025–0145 демонстрирует суперэддингтоновскую аккрецию вещества на сверхмассивную черную дыру. В этом им помог инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб». Даже если учесть влияние эффекта гравитационного линзирования на данные наблюдений, значение коэффициента Эддингтона для квазара остается одним из самых больших. Препринт работы доступен на arXiv.org.