В Ботсване нашли фрагмент взорвавшегося в небе астероида

В Ботсване, на территории национального парка «Центральная Калахари», найден фрагмент астероида 2018 LA, который 2 июня вошел в атмосферу Земли и взорвался над западной Африкой — это второй случай в истории, когда астероид был открыт астрономами до падения, а затем на земле удалось найти его обломки. О находке сообщает пресс-служба университета Хельсинки, чьи сотрудники определили зону возможного падения метеорита.

Астероидами называют космические тела размером от одного метра, объекты меньшего размера принято называть метеороидами. Их не следует путать с метеоритами — этот термин обозначает объект, уже упавший на Землю. Двухметровый астероид 2018 LA был обнаружен утром 2 июня с помощью телескопов проекта Catalina Sky Survey, когда он еще находился за орбитой Луны. Около 8 часов вечера по московскому времени он вошел в атмосферу над Африкой со скоростью 17 километров в секунду и распался на части, не долетев до поверхности Земли несколько километров. Инфразвуковые данные, полученные системой мониторинга Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, показали, что взрыв произошел над Ботсваной. Местные жители засняли событие на камеры.

Это третий случай в истории, когда ученым удалось зарегистрировать околоземный объект до того, как он упал на нашу планету. До сих пор исследователям удалось предсказать падение околоземного астероида в октябре 2008 года, когда над Суданом взорвался объект 2008 TC3, и в июле 2014 года, когда астероид 2014 AA вошел в атмосферу над Атлантическим океаном. И только в первом случае удалось найти фрагменты небесного тела.

После взрыва обломки астероида были рассеяны на большой территории. Вычисления, которые провела группа под руководством Питера Дженискенса (Peter Jenniskens) из Института проблем SETI и Финская сеть наблюдений за болидами (Finnish Fireball Network — FFN), позволили определить возможную зону падения, которая пришлась на территорию крупнейшего в Африке национального парка «Центральная Калахари».

Ученые из Геофизического института Ботсваны и нескольких университетов вместе с присоединившимися к ним исследователями из других стран в течение пяти дней исследовали этот регион, пока 23 июня им не удалось найти метеорит размером в несколько сантиметров. Находка позволит не только определить химические характеристики астероида, но и точнее «откалибровать» систему предупреждения о возможных падениях астероидов. Сам метеорит в соответствии с законами Ботсваны после изучения будет передан в Национальный музей.

В конце июня российские ученые нашли фрагменты метеорита, который упал в Липецкой области за несколько дней до этого. Проверить свои знания в области метеоритики можно в нашем тесте «Лаборатория метеоритики».

Начались огневые испытания гиперзвуковой ракеты для суборбитальных исследований

Американская компания Generation Orbit Launch Services провела первые огневые испытания полноразмерного прототипа перспективной гиперзвуковой ракеты носителя GOLauncher 1, которая позволит выводить различную полезную нагрузку на суборбитальную траекторию. Как пишет Aviation Week, состоявшиеся проверки признаны полностью успешными.