Швейцарские инженеры разработали алгоритм управления для гоночных дронов, позволяющий им автономно летать в меняющейся обстановке, например, по трассе с двигающимися контрольными точками. Одно из главных достижений заключается в том, что этот алгоритм не нуждается в точной модели трассы и может работать на плате, установленной на самом дроне, рассказывают авторы работы, опубликованной на arXiv.org.
Дроны, используемые в гоночных соревнованиях, управляются пилотами по радиосвязи, которая может быть нестабильной из-за помех. Некоторые инженеры разрабатывают мультикоптеры, способные передвигаться через трассу с препятствиями самостоятельно, но пока они несовершенны. Многие подобные разработки могут передвигаться только по статичной трассе и сопоставляют свое текущее положение с ее высокоточной моделью. Но даже при такой схеме автономный полет непрост — снимки с движущегося дрона могут быть «смазаны», что затрудняет определение местоположения. Кроме того, нейросетевые алгоритмы, используемые для обработки изображения с камеры, как правило, слишком требовательны к ресурсам, чтобы вычисление велось прямо на летательном аппарате.
Разработчики из Цюрихского университета и компании Intel под руководством Давиде Скарамуцца (Davide Scaramuzza) разработали алгоритм, позволяющий им автономно перемещаться по гоночной трассе с двигающимися контрольными точками, используя для вычислений только собственные ресурсы. Алгоритм состоит из двух основных частей — нейросети, которая распознает сцену и устанавливает цель для дальнейшего движения, а также низкоуровневого алогоритма, который планирует маршрут и непосредственно управляет дроном.
Для первого компонента авторы использовали модифицированную восьмислойную остаточную нейросеть ResNet-8, которую они использовали в предыдущей работе, посвященной обучению дрона полетам в городе на основе записей с автомобилей и велосипедов. Нейросеть получает на входе цветной кадр с камеры с разрешением 300 на 200 пикселей, а затем обозначает на ней цель и желаемую скорость. Эти данные передаются алгоритму-планировщику маршрута, который отвечает непосредственно за движения дрона.
Разработчики натренировали нейросеть как на данных с симулированной трассы, на котором алгоритм должен был придерживаться намеченной оптимальной траектории, так и с реального трека. В этом случае дрон летел на ручном управлении и фиксировал оптимальный маршрут. В качестве аппаратной платформы инженеры использовали самодельный квадрокоптер, оборудованный платой Intel UpBoard для вычислений и плату Qualcomm Snapdragon Flight Kit для визуально-интерциальной одометрии.
Разработчики продемонстрировали процесс тренировки и испытаний дрона на видео:
На ролике можно видеть, что квадрокоптер успешно справляется с полетом по трассе, даже если незадолго до пролета контрольная точка поменяла положение. Инженеры сравнили эффективность дрона с профессиональным пилотом и пилотом-любителем. В обоих случаях дрон под управлением людей пролетел трассу намного быстрее, но с большей частотой столкновений с препятствиями.
Группа инженеров под руководством Скарамуцца давно занимается разработками в области беспилотных летательных аппаратов. Ранее эти разработчики научили квадрокоптер выполнять агрессивные маневры, полагаясь лишь на показания собственной камеры, гироскопа и акселерометра, а также самостоятельно находить себе безопасное место для посадки. Кроме того, инженеры научили дрон ловко управляться с подвешенным на тросе грузом, а также создали метод транспортировки груза двумя мультикоптерами, не требующий дополнительных систем позиционирования.
Григорий Копиев
Полнофункциональный прототип компания планирует представить приблизительно через 2-3 года
Китайская компания Fourier Intelligence представила на международной выставке World AI Conference прототип человекоподобного робота GR-1. Робот высотой 165 сантиметров и весом 55 килограмм сможет поднимать груз сопоставимой массы. Ожидается, что робот будет выступать в роли помощника для пожилых людей и пациентов, которым требуется реабилитация, сообщает New Atlas. С момента появления прототипа экспериментального человекоподобного робота Atlas, созданного компанией Boston Dynamics, прошло уже несколько лет. Этот робот получил широкую известность благодаря множеству видеороликов, в которых он бегал, танцевал и даже выполнял прыжки с элементами паркура. С тех пор в области разработки гуманоидных роботов появились новые игроки. Например, компания Agility Robotics представила свою версию человекоподобных роботов Digit, основным предназначением которых станет работа с грузами на складах. Компания Tesla, которая знаменита прежде всего разработкой и выпуском электромобилей, также недавно представила обновленный прототип человекоподобного робота общего назначения под названием Optimus. Интерес автопроизводителя к производству роботов объяснил глава компании Илон Маск, который считает, что уже в недалеком будущем спрос на человекоподобных роботов может составить от 10 до 20 миллионов штук. На проходящей в Шанхае международной выставке World AI Conference 2023 китайская компания Fourier Intelligence, специализирующаяся на производстве медицинских экзоскелетов и оборудования для физиотерапии и реабилитации, представила прототип ходячего робота GR-1 собственной разработки. Рост прототипа составляет 165 сантиметров, а вес 55 килограмм. На лицевой части головы будет расположен экран для отображения информации. На данный момент GR-1 способен ходить со скоростью до 5 километров в час, может обходить препятствия и брать предметы в руки. Электрические актуаторы обеспечивают 40 степеней свободы конечностям робота и позволят поднимать груз массой до 50 килограмм, что сравнимо с его собственной массой. Хотя GR-1 разрабатывается как робот общего назначения, главной его задачей по замыслу разработчиков должна стать помощь в уходе за одинокими пожилыми людьми и пациентами, которым нужна реабилитация. Робот, например, будет помогать переносить пациентов с кровати в кресло-коляску и подавать нужные предметы. К концу 2023 года Fourier Intelligence планирует произвести 100 экземпляров GR-1. Эти прототипы пока не будут обладать всеми заявленными функциями и в первую очередь будут выступать в качестве платформы для экспериментов в исследовательских лабораториях. Полнофункциональный же прототип компания планирует представить приблизительно через 2-3 года. https://www.youtube.com/watch?v=KoAEaZm1Hw4 Ранее мы рассказывали о другом китайском гуманоидном роботе, созданном компанией UBTECH Robotics. Он умеет обходить препятствия, брать в руки предметы и общаться с людьми голосом и световыми индикаторами.