Компания SpaceX запустила бангладешский спутник связи Bangabandhu Satellite-1. Во время этого запуска SpaceX впервые использовала модификацию ракеты Falcon 9 Block 5, которая использует более мощные двигатели, а также лучше предыдущих версий адаптирована для многоразового использования. Компания заявляет, что первая ступень ракеты способна выдержать десять запусков с минимальным осмотром и восстановлением после посадок. Трансляция запуска велась на YouTube-канале SpaceX.
SpaceX пытается снизить стоимость космических запусков, разрабатывая многоразовую технику, и достигла определенных успехов. С 2015 года компания начала сажать первые ступени своих ракет на космодром или баржу в море, а с 2017 года 11 раз повторно запустила уже летавшие в космос первые ступени. Но по-настоящему многократного использования космической техники компания пока не достигла — ни одна из первых ступеней не летала в космос более двух раз.
11 мая SpaceX впервые запустила модификацию Block 5 ракеты Falcon 9, которую компания усовершенствовала именно для многократного повторного использования. Полезной нагрузкой для этого запуска стал бангладешский геостационарный спутник Bangabandhu Satellite-1, который будет с помощью передатчиков в C- и Ku-диапазонах покрывать сигналом сам Бангладеш и весь окружающий регион, снабжая их связью, телесигналом и доступом в интернет. В 23:14 по московскому времени ракета со спутником массой 3,7 тонны стартовала с площадки LC-39A Космического центра Кеннеди. Через две с половиной минуты произошло разделение ступеней, а через восемь минут после старта первая ступень приземлилась на баржу «Of Course I Still Love You» в Атлантическом океане. Вторая ступень продолжила полет для вывода спутника на геопереходную орбиту.
Инженеры SpaceX внесли множество изменений в конструкцию ракеты по сравнению с предыдущими модификациями. Рама Octaweb, на которую крепятся двигатели первой ступени, в новой версии не приваривается к внутренним конструкциям ракеты, а крепится болтами. Предполагается, что это упростит межполетное обслуживание двигательного блока. Кроме того специалисты SpaceX доработали и сами двигатели Merlin — теперь они выдают на восемь процентов большую тягу.
Также компания исправила конструктивные недостатки, которые NASA назвало недопустимыми для пилотируемых полетов. Во-первых, инженеры переработали конструкцию баков наддува высокого давления внутри бака с кислородом. В 2016 году именно конструктивный недостаток такого бака стал причиной взрыва Falcon 9 на стартовой площадке. Во-вторых, специалисты исправили проблему с трещинообразованием в турбине двигателя Merlin, которую NASA также называла неприемлемой для полетов космонавтов на Falcon 9.
Наконец, в новой версии ракеты усовершенствована теплозащита многих элементов, а также применяются новые посадочные опоры и аэродинамические рули из титана. Как заявляет SpaceX, все эти изменения позволят свести к минимуму межполетное обслуживание первой ступени и производить десять или более запусков одной и той же первой ступени с минимальной диагностикой систем и, если требуется, ремонтом. На конференции перед запуском глава компании Илон Маск заявил, что в следующем году SpaceX планирует продемонстрировать возможности новой модификации, совершив два орбитальных запуска с одной и той же первой ступенью в течение 24 часов.
SpaceX называет Block 5 последним существенным обновлением Falcon 9. После его разработки инженеры компании сфокусируются на создании сверхтяжелой ракеты BFR. Она будет полностью многоразовой и в такой конфигурации сможет выводить на низкую околоземную орбиту 150 тонн полезной нагрузки. Компания планирует использовать BFR для запусков не только на околоземную орбиту, но и на Луну и Марс, в том числе пилотируемых. У SpaceX уже есть наработки по этому проекту — в 2016 году она испытала метан-кислородный двигатель Raptor, адаптированный для многоразового использования. Недавно Илон Маск заявил, что в первой половине 2019 года компания начнет полетные испытания второй ступени BFR, во время которых она будет взлетать с космодрома и вскоре приземляться обратно на своих двигателях.
Григорий Копиев
Она должна защитить стартовую площадку от разрушений
В пятницу 28 июля компания SpaceX провела первые полноценные испытания системы распыления воды на стартовой площадке космодрома Starbase в штате Техас, сообщает издание Space.com. Система состоит из установленной под стартовым столом стальной пластины со множеством отверстий, через которые во все стороны распыляется большой объем воды. Она призвана защитить стартовую инфраструктуру от сильных разрушений во время предстоящего второго запуска ракеты Starship.