Место посадки для миссии «Экзомарс-2020» выберут в ноябре

Место посадки для российско-европейской миссии «Экзомарс-2020» будет окончательно выбрано в ноябре 2018 года, ученым предстоит выбрать из двух кандидатов: равнины Оксиа и долины Мавра, сообщили участники проекта на совещании в Институте космических исследований РАН.

Летом 2020 года начнется второй этап миссии «ЭкзоМарс». В рамках первого этапа к Марсу был отправлен орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter c посадочным аппаратом «Скиапарелли», который должен был протестировать технологию контролируемого спуска и посадки для второго этапа миссии. Посадочный модуль разбился о поверхность из-за программной ошибки, а TGO успешно вышел на рабочую орбиту. Ученые включили и протестировали научные приборы на его борту, все оборудование работает в штатном режиме.

Следующий этап предполагает отправку на Марс посадочной платформы с тяжелым марсоходом. После схода марсохода платформа, которую создает российское НПО имени Лавочкина, начнет работать как самостоятельная долгоживущая научная станция, и у исследователей появится возможность сравнивать результаты наблюдений в нескольких районах планеты.

Во встрече участвовали представители Европейского космического агентства (ЕКА), Европейского центра космических операций (ESOC) и Европейского центра космической астрономии (ESAC), компании Thales Alenia Space, занимающейся изготовлением марсохода, и научные руководители экспериментов из стран-участниц ЕКА. С российской стороны участвовали представители НПО имени Лавочкина.

Европейские ученые рассказали, что в начале 2018 года в ЕКА закончится процесс защиты дополнений к рабочему проекту (Critical Design Review). Параллельно с этим идет производство и испытания структурно-тепловых макетов и макетов для контрольных испытаний систем и приборов для марсохода, а также летных экземпляров — то есть приборов, которые действительно отправятся на Марс.

В НПО имени Лавочкина строится посадочная платформа, на которой будут размещены 13 приборов. Габаритные макеты и тепловые эквиваленты большинства из них уже доставлены в НПО. Летные образцы будут предположительно изготовлены в начале 2019 года. К настоящему времени одобрен конструкторский макет посадочной платформы, а также создается макет для вибродинамических испытаний и проверки составных частей.

На марсоходе будет установлено девять научных приборов, два из которых — инфракрасный спектрометр ИСЕМ и нейтронный спектрометр АДРОН-РМ — создаются в в Институте космических исследований РАН. Их квалификационные макеты уже были испытаны, поставка летных образцов планируется на май.

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»