Зонд «ЭкзоМарс» включил и протестировал научные приборы

Марсианский зонд Trace Gas Orbiter, орбитальный аппарат первого этапа европейско-российской миссии «ЭкзоМарс», завершил аэродинамическое торможение и перешел на более близкую к планете орбиту, после чего ученые включили и протестировали научные приборы на его борту. Полученные данные говорят, что научные инструменты работают в штатном режиме, что позволяет начать научную программу в начале апреля, говорится в пресс-релизе на сайте ИКИ РАН.

На борту Trace Gas Orbiter находятся научные приборы, анализирующие состав марсианской атмосферы и исследующие поверхность планеты. Вместе с ним к Марсу был отправлен экспериментальный спускаемый модуль «Скиапарелли», который в 2017 году разбился при попытке посадки на поверхность планеты. TGO способен работать как ретранслятор сигналов от аппаратов, работающих на поверхности Марса — это понадобится для марсохода на втором этапе миссии, запуск которого намечен на 2020 год.

После прибытия к Марсу в октябре 2016 года и первой проверки и калибровки научных приборов аппарат начал подготовку к одному из самых важных этапов миссии — постепенному переходу на рабочую круговую орбиту при помощи метода торможения атмосферой (аэробрейкинг), который продолжался целый год. Он заключается в уменьшении периода обращения и высоты апоцентра орбиты путем гашения скорости движения аппарата, когда он слегка задевает атмосферу Марса на высоте около 110 километров. В это время все научные приборы были выключены. Завершающий маневр торможения был выполнен 20 февраля 2018 года, сейчас аппарат находится на эллиптической орбите с параметрами 1050×200 километров и периодом обращения два часа.

В начале марта начались тестовые включения и проверки научных инструментов на борту аппарата, которые показали их штатную работу и работоспособность канала связи. Начало наблюдательной кампании для спектрометрических комплексов ACS и NOMAD запланировано на середину апреля, задачей приборов станет определение содержания в атмосфере различных газов, в том числе метана и окиси углерода, в режиме затмений (когда Солнце заходит за диск планеты и просвечивает слой атмосферы). Нейтронный детектор FREND будет заниматься составлением карт распределения водорода и водяного льда в поверхностном слое грунта Марса, с высоким пространственным разрешением. Кроме того планируется провести тестирование процедуры передачи данных с Марса на Землю и с Земли на Марс для решения вопроса о пригодности аппарата в качестве спутника-ретранслятора для второго этапа миссии «ЭкзоМарс».

Основная цель программы «ЭкзоМарс» заключается в поиске возможных следов жизни на Марсе. Два из четырех научных инструментов аппарата разработаны в Институте космических исследований РАН. Это комплекс спектрометров для изучения атмосферы ACS (Atmospheric Chemistry Suite) и нейтронный детектор FREND.

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»