Новая попытка компании SpaceX поймать в специальную сеть головной обтекатель ракеты Falcon 9, чтобы использовать его повторно, не удалась — глава компании Илон Маск сообщил в своем твиттере, что после из-за перекрутившегося парашюта обтекатель не смог совершить мягкую посадку и разбился о воду.
SpaceX при разработке ракет и космических кораблей закладывает в них возможность многоразового использования, чтобы снизить стоимости запусков. С 2015 года компания более 20 раз посадила первую ступень Falcon 9 после запуска, а с 2017 года начала повторно использовать уже летавшие первые ступени. Теперь помимо спасения первой ступени компания пытается отработать технологию повторного использования головного обтекателя, производство которого обходится примерно в шесть миллионов долларов — почти 10 процентов от стоимости всей ракеты.
В пятницу, 30 марта, ракета-носитель Falcon 9 вывела на орбиту 10 спутников связи Iridium. Через некоторое время после запуска все спутники успешно отделились от головной части ракеты и отправились в самостоятельный полет. Для запуска использовалась уже летавшая в космос первая ступень, которая в октябре 2017 года также вывела несколько спутников Iridium и села на баржу в океане. На этот раз первая ступень совершала «симулирующую» посадку, при которой она тормозит при приближении к воде, но не садится на баржу. Компания решила не использовать ее в третий раз, поскольку планирует перейти на первые ступени более современной модификации Block 5 и отказаться от Block 4, к которой относится использованная ступень.
Во время запуска SpaceX попыталась посадить половину головного обтекателя на специальное судно «Мистер Стивен». На нем установлены опоры, между которыми натянута большая сеть. На последнем этапе снижения (на высоте нескольких километров) каждая половина головного обтекателя должна была выпустить управляемый парашют, который, ориентируясь по сигналам навигационной системы GPS, направил бы его к судну в океане.
Через несколько часов после запуска глава SpaceX сообщил, что парашют перекрутился из-за спутной струи от обтекателя и разбился о воду на большой скорости. Компания планирует провести дополнительные тесты парашютной системы со сбросами с вертолета.
Компания уже второй раз пытается посадить обтекатель ракеты на судно и в первый раз посадка была более успешной. В конце февраля обтекателю не удалось сесть непосредственно в сеть судна, но он совершил мягкую посадку на воду в нескольких сотнях метрах от него и не повредился. В марте 2017 года SpaceX также удалось посадить головной обтекатель, но при этой посадке не использовалось специальной судно с сеткой.
Григорий Копиев
Двенадцатый испытательный полет по-прежнему намечен на первый квартал 2026 года
SpaceX после частичного разрушения 21 ноября прототипа первой ступени Starship новой модификации сообщила, что следующий ускоритель Super Heavy V3 будет готов уже в декабре, — в соответствии с ранее запланированным графиком испытаний ракеты. Двенадцатый испытательный полет Starship по-прежнему намечен на первый квартал 2026 года. Судя по снимкам, сделанным независимыми наблюдателями на испытательном полигоне компании в Техасе, корпус ускорителя Super Heavy с индексом B18 не выдержал нагрузки во время тестов и получил критические повреждения в районе бака для жидкого кислорода. SpaceX утверждает, что инцидент случился во время опрессовочных испытаний, которые проводились перед основными проверками структурной прочности. В момент теста в баках ускорителя не было горючего, а двигатели Raptor еще не установили. В результате аварии никто не пострадал, компания изучает причины произошедшего.