Астрономы при помощи системы радиотелескопов ALMA смогли разглядеть в туманности Ориона сеть волокон из холодного газа, из которого в дальнейшем могут образоваться новые звезды, и создали самое крупное мозаичное изображение области звездобразования, полученное в миллиметровом диапазоне. Об этом рассказывается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Европейской южной обсерватории.
М42 или туманность Ориона — ближайшая к Земле область образования звезд и одна из самых ярких туманностей на небе. Она расположена в 1350 световых годах от нас, что позволяет изучать самые разные процессы, идущие в межзвездной среде. Свечение газа в туманности вызвано мощным ультрафиолетовым излучением, испускаемым массивными звездами, которое, взаимодействуя с окружающим веществом запускает ряд процессов: нагрев, ионизацию, диссоциацию и возбуждение атомов и молекул. Не так давно немецкие астрофизики на основе наблюдений выдвинули гипотезу, что звездообразованием в туманности управляют магнитные и гравитационные взаимодействия. Возраст туманности составляет два миллиона лет, что делает ее идеальной «лабораторией» для изучения молодых и формирующихся звезд, в том числе помогает понять, какие процессы привели к зарождению Солнца.
Система ALMA, благодаря достигаемому высокому угловому разрешению, неоднократно исследовала структуру этой области звездообразования, в частности, ранее астрономы получили изображения потоков газа и пыли, выброшенных при столкновении двух молодых звезд и детальный снимок границ молекулярных облаков в туманности. Итогом нового исследования стало мозаичное изображение участка туманности вблизи звездного скопления Трапеция Ориона, составленное из 296 отдельных кадров и созданное на основе данных наблюдений в миллиметровом диапазоне системы ALMA и телескопа IRAM, и наблюдений в инфракрасном диапазоне при помощи приемника HAWK-I на телескопе VLT. Ранее такие мозаики уже создавали при помощи отдельных радиотелескопов, однако в этот раз телескопы работали в режиме интерферометра, что позволяет достичь большего разрешения.
На изображении видна сеть из примерно пятидесяти пяти волокон, состоящих из очень холодного газа (с температурой примерно до десяти кельвинов), невидимого в оптическом и инфракрасном диапазонах, но наблюдаемого в миллиметровом диапазоне (чем холоднее объект, чем больше длина волны испускаемого им излучения). В них идут процессы образования новых звезд, заключающиеся в образовании плотных сгустков и их медленном сжатии с последующим превращением в протозвезду. Астрономы ищут в них следы наличия катиона диазенила (N2H+), ярко излучающего в миллиметровом диапазоне спектра, позволяющего узнать больше о плотности, скорости движения и химических процессах в межзвездных облаках.
Ранее мы рассказывали о замечательной трехмерной визуализации «полета» вглубь туманности Ориона и о самой большой популяции коричневых карликов, найденной в туманности. О жизни и эволюции звезд самых разных типов можно прочитать в нашем специальном материале.
Александр Войтюк
Он содержит одну из наиболее активно растущих сверхмассивных черных дыр
Астрономы подтвердили идею о том, что гравитационно линзированный квазар J0025–0145 демонстрирует суперэддингтоновскую аккрецию вещества на сверхмассивную черную дыру. В этом им помог инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб». Даже если учесть влияние эффекта гравитационного линзирования на данные наблюдений, значение коэффициента Эддингтона для квазара остается одним из самых больших. Препринт работы доступен на arXiv.org.