В туманности Ориона нашли самую большую популяцию коричневых карликов

Астрономы при помощи космического телескопа «Хаббл» смогли обнаружить в туманности Ориона самую большую известную на сегодняшний день популяцию коричневых карликов, а также двойную планетную систему, не имеющую родительской звезды. Результаты наблюдений были представлены на 231-й встрече Американского астрономического общества, кратко о них рассказывается в пресс-релизе на сайте телескопа «Хаббл».

Коричневые карлики — особый класс объектов, масса которых гораздо больше, чем у Юпитера (по меньшей мере в 13 раз), но недостаточна для поддержания термоядерного «горения» водорода, характерного для звезд с большей массой. Тем не менее, в них протекают термоядерные реакции с участием ядер дейтерия и лития. Из-за того, что светимость коричневых карликов постоянно уменьшается, их относят к промежуточным объектам между газовыми гигантами и звездами. Типичные температуры, характерные для внешних слоев коричневых карликов, не превышают 2000 Кельвинов, а иногда могут быть меньше 500 Кельвинов, поэтому они имеют темно-красный цвет — отсюда и пошло их название. Изучение таких объектов может помочь в понимании механизмов образования звезд и планет.

М42 или Большая туманность Ориона — ближайшая к Земле область образования звезд, расположенная в 1350 световых годах, что позволяет изучать процессы формирования и эволюции звезд и субзвездных объектов самых разных типов. Поскольку коричневые карлики холоднее звезд, то в их атмосфере может существовать водяной пар, который можно обнаружить при наблюдениях в ближнем инфракрасном диапазоне. Этим воспользовалась команда ученых во главе с Массимо Роберто (Massimo Robberto), которая при помощи «Хаббла» обнаружила в туманности 1200 красноватых объектов-кандидатов. Наиболее яркие объекты, имевшие водяной пар, были идентифицированы как красные карлики, более тусклые — как коричневые карлики и планеты. Остальные объекты не имели признаков наличия водяного пара и были классифицированы как звезды, свет от которых претерпел рассеяние на частицах пыли.

Ученые также искали среди найденных объектов двойные системы, где для выявления более тусклого компаньона использовалась специально разработанная технология обработки изображений, которая ранее применялась для поиска экзопланет. В результате удалось отыскать семнадцать систем из коричневого карлика и красного карлика, одну двойную систему из коричневых карликов и одну пару из коричневого карлика и планеты, а также три огромных планеты, в том числе пару планет, вращающуюся вокруг друг друга, которая могла быть выброшена из своей родительской системы в прошлом.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли на поверхности коричневого карлика магнитное поле и отыскали рекордно большой объект такого типа, а также о замечательной трехмерной визуализации «полета» вглубь туманности Ориона. О жизни и эволюции звезд самых разных типов можно прочитать в нашем специальном материале.

Астрономы составили портрет разрушенной сверхмассивной черной дырой звезды