ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), J. Bally/H. Drass et al.
Астрономы из США, Германии и Мексики с помощью массива радиотелескопов ALMA засняли потоки газа и пыли, выброшенные при столкновении двух молодых звезд в туманности Ориона. По словам авторов, это событие может объяснить сверхъяркие инфракрасные вспышки, наблюдаемые в ближайших галактиках. Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal, снимок космического фейерверка размещен на сайте Южной европейской обсерватории.
Источниками мощных вспышек в космосе могут быть различные высокоэнергетические события. К примеру, хорошо известные взрывы сверхновых — финальные моменты жизни звезды. Вспышки рентгеновского и гамма-диапазона изучены хуже, но их часто связывают с приливным разрывом и поглощением звезд черной дырой. В некоторых ситуациях яркое свечение может быть следствием не разрушения звезды, а слияния или столкновения двух протозвезд. Подобное событие удалось сфотографировать ALMA.
Авторы новой работы изучали Молекулярное облако Ориона-1 — область интенсивного звездообразования в туманности Ориона. Ученых интересовали массивные протозвезды — объект Беклина-Нейгебауера (BN) и радиоисточник I (Source I), по всей видимости, выброшенные из области звездообразования примерно 500 лет назад с огромными скоростями (29 и 13 километров в секунду соответственно). С этим событием ассоциирован мощный взрыв, последствия которого и должен был зафиксировать массив ALMA.
Ученые наблюдали за областью в радиополосе 1,3 миллиметра — она соответствует излучению угарного газа. Выброшенные в результате взрыва частицы двигались в разных направлениях: часть в сторону Земли, часть — от Земли. Это привело к доплеровскому сдвигу в спектрах испускания отдельных потоков газа. Благодаря огромной разрешающей способности ALMA астрономы выделили около сотни таких потоков, скорость которых относительно туманности изменялась от −150 до +145 километров в секунду.
ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), J. Bally
По словам исследователей, во взрыв могло быть вовлечено сразу четыре звезды — помимо BN и источника I это также «источник n» (Source n, предположительно двойная звезда). Известен и пятый кандидат — инфракрасный источник IRc4. Столь тесное взаимодействие возникает из-за большой плотности газо-пылевого облака. Рождающиеся протозвезды оказываются гравитационно связаны, что приводит к их сближению. Детали произошедшего столкновения остаются неясными, как и то, насколько часто происходят такие взрывы во Вселенной.
Ранее астрономы из Испании и Франции обнаружили другой необычный пример последствий космических взрывов. Вокруг звездного скопления в галактике Треугольник авторы нашли «матрешку» из трех вложенных ударных волн.
Владимир Королёв
Канадские геохимики проанализировали фрагменты Тагишского метеорита методом атомно-зондовой томографии и выяснили, что частицы магнетита в его составе формировались в щелочной среде. Эти результаты хорошо объясняют преобладание L-форм для некоторых аминокислот, ранее обнаруженных в составе метеорита — переход между D- и L-формами в щелочной среде протекает быстрее, чем в кислой или нейтральной. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Утром 18 января 2000 на лед Тагишского озера на севере Британской Колумбии упал метеорит. Падение видело множество местных жителей, поэтому большую часть обломков собрали в течение нескольких дней. Благодаря такой оперативности (а также крайне удачному месту падения) обломки метеорита дошли до ученых, не успев загрязниться земными примесями — на сегодняшний день Тагишский метеорит считается одним из самых чистых метеоритов.