Британский психолог проанализировал более пяти миллионов шахматных партий, сыгранных профессиональными игроками в период с 2008 по 2015 год, и проследил за влиянием гендерных стереотипов на их результат. Исследователь выяснил, что женщины превосходят основанные на их рейтингах ожидания при игре с мужчинами, сообщается в статье, опубликованной в журнале Psychological Sciences.
Эффект угрозы подтверждения стереотипа (англ. stereotype threat) заключается в том, что люди, считающие себя принадлежащими какому-либо стереотипу, склонны подвергаться его негативному влиянию. Например, такой эффект влияет на девочек уже в шесть лет: с этого возраста девочки начинают избегать сложных занятий и реже мальчиков думают, что среди представителей их пола есть люди с незаурядным интеллектом. Это, в свою очередь, может повлиять на последующий выбор их профессии.
В плане угрозы подтверждения гендерные стереотипы чаще всего влияют на когнитивную деятельность: в отличие, например, от командных видов спорта или другой физической активности, умственные способности представителей двух полов сравнивают гораздо чаще. Это касается и шахмат: за звание международного гроссмейстера с 1978 года (сам титул был впервые учрежден в 1950 году) борются и мужчины, и женщины. Несмотря на это, по данным Международной шахматной федерации из 1594 шахматистов, когда-либо удостоенных этого звания, женщин всего лишь 35. Более того, мужчин среди профессиональных игроков в шахматы в принципе гораздо больше, чем женщин.
Причиной этому может быть то, что женщины склонны занижать свои (и женские вообще) умственные способности: исследование, в ходе которого шахматистки играли онлайн с оппонентами разного пола, показало, что, играя с мужчиной, женщины проигрывают гораздо чаще — даже несмотря на то, что пол оппонента выдуман. Упомянутое исследование, однако, имеет одно важное ограничение — нерепрезантативную выборку (в нем приняли участие 42 шахматистки), и это касается и других работ, посвященных возможному влиянию гендерных стереотипов на успехи женщин в шахматах.
Для того, чтобы сделать точные выводы о том, как гендер влияет на профессиональные успехи шахматистов, Том Стэффорд (Tom Stafford) из Шеффилдского университета проанализировал более пяти миллионов игр, в которых приняли участие 150977 мужчин и 16158 женщин. О каждом игроке были известны следующие данные: пол, рейтинг по данным Международной шахматной федерации, дата рождения, национальность, исход (победа или поражение) определенной игры, а также данные о цвете фигур. Стэффорд, с учетом всех собранных данных, сравнил результаты игр между двумя женщинами и между мужчиной и женщиной с предполагаемыми результатами, полученными на основе рейтингов каждого игрока.
Результаты показали, что, несмотря на то, что у игроков-мужчин рейтинг в целом выше, женщины во время игр с мужчинами превосходят ожидания, определенные их рейтингом, чаще, чем когда играют с другими женщинами. На такой паттерн не повлияло то, играли женщины белыми или черными фигурами, а также их возраст и количество шахматисток их национальности (автор предположил, что наличие позитивного примера может повлиять на успехи женщин в спорте).
Таким образом, Стэффорд опроверг влияние эффекта угрозы подтверждения стереотипа на успехи профессиональных шахматисток. Несмотря на это, однако, нельзя говорить об отсутствии дискриминации в спорте и ее прямого влияния на исходы турниров.
Исследователи также достаточно часто затрагивают тему влияния гендерных стереотипов на успехи женщин в науке. Например, жертвами сексизма себя считают женщины-астрономы, а мужчины охотнее делятся данными и результатами своих работ с коллегами-мужчинами.
Елизавета Ивтушок
Исследование проводили в США
Дайана Григсби-Туссен (Diana Grigsby-Toussaint) с коллегами по Брауновскому университету измерила объективные показатели продолжительности сна учеников младших классов и выяснила, что она гораздо меньше, чем считают их родители. В работе приняли участие 102 ребенка в возрасте 6–10 лет (57,8 процента — девочки) из штата Род-Айленд (где статистика нехватки сна у детей примерно соответствует средней по США). Дети в течение недели носили акселерометры, регистрирующие время в постели, продолжительность сна, пробуждения после засыпания и время засыпания после отхода ко сну. Родители в это же время сообщали исследователям свою оценку продолжительности сна детей и его достаточности. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Pediatrics.